Раздел 1. Основные понятия и определения, используемые в Разъяснениях

Раздел 1. Основные понятия и определения, используемые в Разъяснениях:

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

трудности в обучении - устойчивые либо временные нарушения при обучении, имеющие, как врожденный либо рано приобретенный, так и преходящий характер. Общим негативным фактором для всех типов трудностей в обучении являются неблагоприятные социальные условия, в том числе, препятствующие своевременному выявлению их причин и устранению последствий;

риски трудностей в обучении - ситуации, характеризующиеся наличием негативных факторов, воздействующих на ребенка. Такими факторами, в первую очередь, являются неблагоприятные социальные условия (в том числе, низкий уровень социальных, экономических и культурных ресурсов в семье), с высокой вероятностью приводящие к возникновению трудностей в обучении и усиливающие проявление неблагоприятных последствий (школьная неуспеваемость и социальная дезадаптация);

дети с трудностями в обучении - дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие либо временные затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы;

неблагоприятные социальные условия - совокупность социальных условий, обстоятельств жизни семьи, индивида, характеризуемые низким уровнем социальных, экономических, культурных и образовательных ресурсов, которые ограничивают возможности удовлетворения базовых социальных потребностей ребенка, в том числе в процессе обучении и воспитании, и создающие риски для его развития и здоровья, включая возникновение трудностей в обучении, социализации;

группы обучающихся, находящихся в неблагоприятных социальных условиях, - дети, чьи жизненные обстоятельства ограничивают доступ к качественным образовательным ресурсам и препятствуют получению полноценного семейного воспитания;

система выявления и коррекции трудностей в обучении - комплекс мер, направленных на раннее выявление трудностей в обучении и предотвращение школьной неуспеваемости, реализующихся, в том числе, на межведомственной основе;

заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

тяжесть заболевания или состояния - критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо его осложнением;

неполное выздоровление - наличие стойких патологических изменений в каком-либо органе или системе, при которых заболевание имеет длительное или хроническое течение, с возможными обострениями из-за чего возможности жизнедеятельности ограничены;

лечение - система медицинских мероприятий, направленных на восстановление здоровья ребенка;

длительное лечение - система медицинских мероприятий, направленных на восстановление здоровья ребенка, для реализации которой требуется более 21 дня;

медицинская реабилитация - комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо систем организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развивающегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество;

сиблинги - родные братья и сестры больного ребенка;

ограничения жизнедеятельности - отклонение самостоятельной практической деятельности от общепринятой возрастной нормы вследствие нарушения функционального состояния организма, которое ограничивает его способность выполнять определенный комплекс интегрированной деятельности;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

особые образовательные потребности - зависимость психического развития ребенка с нарушениями здоровья различной этиологии и степени тяжести от специальных условий воспитания и обучения, без применения которых возможности реализации его психологического потенциала и социализации ограничены;

специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

психолого-педагогические технологии - методы и приемы, содержание и организация процесса обучения, с помощью которого возможно оказывать стимулирующее воздействие на ход психического развития ребенка;

индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

обучающийся, нуждающийся в длительном лечении - обучающийся, осваивающий основные общеобразовательные и (или) дополнительные программы, которому по заключению медицинской организации проводится лечение или медицинская реабилитация продолжительностью более 21 дня в медицинских организациях или на дому, согласно Перечню заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, или ребенок, который уже обучается на дому в соответствии с иными законными основаниями;

образовательная организация, осуществляющая обучение длительно болеющих детей (госпитальная школа) - организация, осуществляющая образовательную деятельность по основным общеобразовательным и (или) дополнительным программам, в которой обучаются дети, нуждающиеся в длительном лечении в медицинской организации; в том числе образовательные организации, осуществляющие свою деятельность, на базе медицинской организации, образовательные организации для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные и (или) дополнительные программы и нуждающихся в длительном лечении (в том числе санаторной), специализированные структурные образовательные подразделения медицинской организации.

образовательная организация по месту жительства обучающихся - организация, осуществляющая образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, которая закреплена за территорией постоянного проживания ребенка и куда он зачислен по заявлению его родителей (законных представителей).

госпитальная педагогика - раздел педагогики, изучающий развитие, обучение и воспитание детей, нуждающихся в длительном лечении, имеющих особые медицинские и образовательные потребности, как часть комплексной медико-социальной реабилитации и междисциплинарного научного взаимодействия, а также который разрабатывает методики и технологии обучения, помогающие детям адаптироваться к новым условиям и успешно проходить лечение.