Приложение

к письму

от 24.08.2023 N ТВ-1693/03

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ

ПРОГРАММАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ

В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно медицинская помощь в медицинских организациях оказывается более 6 млн детей, из них 400 тысяч находятся на лечении в медицинских организациях длительно (более 21 дня). Министерством здравоохранения Российской Федерации определены 60 видов наиболее часто встречающихся заболеваний или состояний, требующих длительного лечения детей.

Ситуация длительного лечения не позволяет детям систематически посещать образовательную организацию по месту жительства. Многие из них могут и хотят учиться. Обучение и воспитание всех без исключения детей являются источниками развития психологических функций, регуляторами физиологических и психологических процессов. Обучение, как система целенаправленных, тщательно и индивидуальным образом подобранных, последовательных педагогических воздействий, определяет, в значительной мере содержание и ход психического и личностного развития, социальные перспективы и будущее ребенка.

Идея обучения детей в процессе лечения с целью своевременного восстановления психического функционирования, реализации познавательного потенциала и успешной социализации в общество была научно обоснована выдающимися отечественными и зарубежными учеными и на определенных этапах реализована в России в учреждениях различной ведомственной принадлежности: образования, здравоохранения, социальной защиты. Объединение медицинских и педагогических технологий в процессе восстановления здоровья представляет собой практическую реализацию комплексного подхода в процессе реабилитации. Современные медицинские технологии и методы применяются для восстановления физического состояния больного ребенка. Специальные технологии и условия обучения являются необходимыми средствами восстановления психического здоровья, источником личностного развития всех без исключения детей, даже в ситуации длительной болезни, благодаря чему происходит получение ими знаний, усвоение социальных норм, осуществляется социальная адаптация.

Настоящие Разъяснения по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным и дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях (далее - Разъяснения) подготовлены Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации с целью сохранения в Российской Федерации единого образовательного пространства для детей, нуждающихся в длительном лечении, для актуализации в субъектах Российской Федерации порядков регламентации и оформления отношений по данному вопросу, а также для оказания методической поддержки специалистам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителям образовательных и медицинских организаций, педагогам, специалистам психолого-педагогического профиля, социальным работникам и родителям при организации образовательной деятельности обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные и дополнительные общеразвивающие программы для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Разработка настоящих Разъяснений осуществлена в соответствии с решением Рабочей группы по подготовке Разъяснений по вопросам организации образования обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные и (или) дополнительные общеразвивающие программы для детей (далее - дополнительные программы), нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях, (протокол от 10 июля 2023 г. N 1), ориентирована на лучшую образовательную практику госпитальных школ Российской Федерации в рамках Проекта госпитальных школ "УчимЗнаем" (2013 - 2023 гг.) и результаты научных исследований по направлению "Госпитальная педагогика".