к письму
от 24.08.2023 N ТВ-1693/03
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно медицинская помощь в медицинских организациях оказывается более 6 млн детей, из них 400 тысяч находятся на лечении в медицинских организациях длительно (более 21 дня). Министерством здравоохранения Российской Федерации определены 60 видов наиболее часто встречающихся заболеваний или состояний, требующих длительного лечения детей.
Ситуация длительного лечения не позволяет детям систематически посещать образовательную организацию по месту жительства. Многие из них могут и хотят учиться. Обучение и воспитание всех без исключения детей являются источниками развития психологических функций, регуляторами физиологических и психологических процессов. Обучение, как система целенаправленных, тщательно и индивидуальным образом подобранных, последовательных педагогических воздействий, определяет, в значительной мере содержание и ход психического и личностного развития, социальные перспективы и будущее ребенка.
Идея обучения детей в процессе лечения с целью своевременного восстановления психического функционирования, реализации познавательного потенциала и успешной социализации в общество была научно обоснована выдающимися отечественными и зарубежными учеными и на определенных этапах реализована в России в учреждениях различной ведомственной принадлежности: образования, здравоохранения, социальной защиты. Объединение медицинских и педагогических технологий в процессе восстановления здоровья представляет собой практическую реализацию комплексного подхода в процессе реабилитации. Современные медицинские технологии и методы применяются для восстановления физического состояния больного ребенка. Специальные технологии и условия обучения являются необходимыми средствами восстановления психического здоровья, источником личностного развития всех без исключения детей, даже в ситуации длительной болезни, благодаря чему происходит получение ими знаний, усвоение социальных норм, осуществляется социальная адаптация.
Настоящие Разъяснения по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным и дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях (далее - Разъяснения) подготовлены Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации с целью сохранения в Российской Федерации единого образовательного пространства для детей, нуждающихся в длительном лечении, для актуализации в субъектах Российской Федерации порядков регламентации и оформления отношений по данному вопросу, а также для оказания методической поддержки специалистам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителям образовательных и медицинских организаций, педагогам, специалистам психолого-педагогического профиля, социальным работникам и родителям при организации образовательной деятельности обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные и дополнительные общеразвивающие программы для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Разработка настоящих Разъяснений осуществлена в соответствии с решением Рабочей группы по подготовке Разъяснений по вопросам организации образования обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные и (или) дополнительные общеразвивающие программы для детей (далее - дополнительные программы), нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях, (протокол от 10 июля 2023 г. N 1), ориентирована на лучшую образовательную практику госпитальных школ Российской Федерации в рамках Проекта госпитальных школ "УчимЗнаем" (2013 - 2023 гг.) и результаты научных исследований по направлению "Госпитальная педагогика".
- Раздел 1. Основные понятия и определения, используемые в Разъяснениях
- Раздел 2. Нормативно-правовое обеспечение права ребенка на получение качественного и доступного образования в период длительного лечения в медицинских организациях
- Раздел 3. Современная система организации медицинской помощи и возможные модели организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении
- Раздел 4. Особенности лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательной организацией в условиях медицинских организаций
- Раздел 5. Ответственность образовательной организации по месту жительства и госпитальной школы. Ответственность родителей (законных представителей) ребенка, нуждающегося в длительном лечении
- Раздел 6. Создание специальных условий для обучения детей в медицинских стационарах. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении детей, нуждающихся в длительном лечении
- Раздел 7. Медико-психологическая характеристика обучающихся (воспитанников), нуждающихся в длительном лечении. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении. Психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) ребенка по вопросам обучения детей, нуждающихся в длительном лечении
- Раздел 8. Педагогические кадры, осуществляющие обучение детей, нуждающихся в длительном лечении
- Раздел 9. Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, по образовательным программам дошкольного образования
- Раздел 10. Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, по дополнительным общеразвивающим программам для детей
- Раздел 11. Обучение детей, находящихся на паллиативном медицинском лечении
- Раздел 12. Создание условий для реализации программ воспитания с обучающимися, находящимися на длительном лечении
- Раздел 13. Возвращение ребенка, нуждающегося в длительном лечении, из медицинского стационара в образовательную организацию по месту жительства
- Раздел 14. Научно-методическое обеспечение обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, и деятельности госпитальных школ. Междисциплинарное взаимодействие при обучении детей, нуждающихся в длительном лечении
- Приложения к Разъяснениям
- Приложение N 1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образования обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях
- Приложение N 2. Ключевые понятия по категории "Дети, нуждающиеся в длительном лечении"
- Приложение N 3. Система оказания медицинской помощи и вариативные модели обучения детей нуждающихся в длительном лечении
- Приложение N 4. Организация психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в длительном лечении
- Приложение N 5. Группы детей, нуждающиеся в длительном лечении по психофизическому функционированию
- Приложение N 6. Карта индивидуальных особых потребностей ребенка, нуждающегося в длительном лечении. Примерный вариант
- Приложение N 7. Основные направления помощи семье ребенка нуждающегося в длительном лечении
- Приложение N 8. Образовательные программы для детей, нуждающихся в длительном лечении и получающие паллиативную медицинскую помощь
- Приложение N 9. Перечень ключевых научных и методических статей по направлению "Госпитальная педагогика", актуальных на момент издания Разъяснений
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей