Раздел 3. Распределение обучающихся по направлениям дополнительных общеобразовательных программ, полу и формам обучения, человек

Раздел 3. Распределение обучающихся по направлениям

дополнительных общеобразовательных программ, полу и формам

обучения, человек

8. Раздел содержит данные о численности обучавшихся в отчетном году.

Показатели раздела заполняются по данным личной карточки учащегося, приказа о приеме на обучение, договора об оказании образовательных услуг.

В графе 3 приводится численность детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, независимо от продолжительности их обучения в течение года, путем суммирования численности за весь год. Если обучающийся обучался только два месяца в начале года, то он все равно включается в графу 3.

Если обучающийся обучался в период с января по май, с продолжением обучения в сентябре - декабре, данные о таком обучающемся показываются только один раз.

Если один и тот же обучающийся обучался по нескольким направлениям дополнительных общеобразовательных программ в одной организации, то данные о нем показываются по каждому направлению, по которому обучался обучающийся.

Обучающийся, обучавшийся в одной организации в двух и более группах, относящихся к одному направлению дополнительных общеобразовательных программ, учитывается один раз по данному направлению.

Приводится численность детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, независимо от того, проводят ли занятия по программам дополнительного образования педагоги отчитывающейся организации или для этого привлекаются педагоги других организаций.

В графе 4 из общей численности обучающихся (из графы 3) приводится численность девочек.

9. В графе 7 из общей численности воспитанников выделяются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в графе 11 - из них инвалиды и дети-инвалиды. В графе 15 приводится численность инвалидов и детей-инвалидов, не относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ).

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Для лиц в возрасте до 18 лет устанавливается специальная категория "обучающийся-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом").

10. Из общей численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (из графы 7) и инвалидов и детей-инвалидов (из графы 11) выделяются девочки (соответственно графы 8 и 12).

11. По строкам 06 - 13 численность обучающихся распределяется по направлениям дополнительных общеобразовательных программ:

Техническая направленность (строка 06) - конструирование и моделирование, технический дизайн и художественное проектирование, техническое искусство фотографии, кино и телевидения, техника звука, инженерная графика, электроника, радиотехника, электротехника, робототехника, светотехника, информационные технологии; школы юного автомобилиста и юного спасателя и другое;

Естественно-научная направленность (строка 07) - учебно-исследовательская деятельность и изучение общеобразовательных программ, а также внешкольных дисциплин: астрономия, геология, экология, биология, медицина, математика, химия, физика, география, прикладные программы: охрана природы, растениеводство, агробиология, мониторинг окружающей среды и другое;

Туристско-краеведческая направленность (строка 08) - спортивный и оздоровительный туризм (пеший, лыжный, горный, водный, велосипедный, конный и другой), научно-исследовательская деятельность и разнонаправленное краеведение (экология, геология, этнография, родословие, летопись родного края, военная история, поиск, школьные музеи и так далее), экспедиционный туризм, альпинизм, музейное дело, спортивное ориентирование, деятельность военно-патриотических формирований, юнармейский отряд, авторская (бардовская) песня и другое;

Социально-гуманитарная направленность (строка 09) - социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и другое; коррекция и социокультурная реабилитация детей с ОВЗ, инклюзия; основы медиаинформационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, игротехника и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка, изучение иностранного языка и другое;

Общеразвивающие программы художественной направленности и предпрофессиональные программы в области искусств: (строки 10, 12) - музыкальное искусство (фортепиано, струнные, духовые и ударные, народные инструменты, инструменты эстрадного оркестра, ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, музыкальный фольклор); изобразительное искусство (живопись, акварельная живопись, декоративно-прикладное творчество, дизайн), хореографическое искусство (хореографическое творчество, искусство балета), эстрадно-джазовое творчество, театральное искусство, цирковое искусство, архитектурное искусство, художественное слово, литературное творчество, кино-фото-видео искусства и другое.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного искусства, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки (строки 11, 13).

Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта направлены на вовлечение лиц в систематические занятия физической культурой и спортом, на физическое воспитание, физическое развитие личности, формирование культуры здорового образа жизни, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы).

Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки направлены на всестороннее физическое и нравственное развитие, физическое воспитание, совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд.

12. По графам 05, 06, 09, 10, 13, 14, 17, 18 приводится численность обучающихся, с использованием сетевой, электронной и дистанционной форм обучения.

13. Сетевая форма (графы 05, 09, 13, 17) реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (пункт 1 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ).

Сетевая форма может применяться в результате интеграции деятельности и образовательных ресурсов двух и более организаций. Организации, использующие сетевые формы обучения, также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.

Базовая организация - организация, осуществляющая образовательную деятельность и которая несет ответственность за реализацию сетевой образовательной программы, осуществляет контроль за участием организаций-участников в реализации сетевой образовательной программы (в соответствии с приказом от 5 августа 2020 г. Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ", зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2020 г., регистрационный N 59764). Обучающиеся по сетевым образовательным программам принимаются на обучение в базовую организацию.

Организация-участник - организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая часть сетевой образовательной программы (отдельные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, иные компоненты) и (или) организация (научная организация, медицинская организация, организация культуры, физкультурно-спортивная или иная организация), обладающая ресурсами для осуществления образовательной деятельности по сетевой образовательной программе.

14. Под электронным обучением (графы 06, 10, 14, 18) понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями (графы 06, 10, 14) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (пункт 1 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ).

Обучающиеся по дополнительным общеобразовательным программам с применением сетевой, дистанционной формы обучения должны учитываться независимо от продолжительности обучения в течение учебного года.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся (пункт 3 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ).

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала, независимо от места нахождения обучающихся (пункт 4 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ).