76.6. Содержание обучения в 1 классе

76.6. Содержание обучения в 1 классе.

76.6.1. Начальным этапом изучения родного (украинского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (украинский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (украинском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

76.6.1.1. Развитие речи.

Речь устная и письменная - общее представление. Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей.

Основные различия между словом и предложением. Деление речи на смысловые отрезки (предложения) с помощью рисунков и схем.

Выработка первоначальных умений слушания и говорения.

Первоначальное представление о тексте как речевом произведении.

76.6.1.2. Слово и предложение.

Роль слова в речи. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Номинативная функция слова. Связь слов по смыслу. Этикетная лексика. Слова, обозначающие предметы, признаки и действия.

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

76.6.1.3. Фонетика.

Звуки речи. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели. Различение гласных и согласных звуков, качественная характеристика гласных и согласных звуков. Совершенствование произношения отдельных звуков, которые имеют трудности при произношении: [г], [Рисунок 1622], [дж], [дз], [дз'], [ц], [ц'], [ч], звуки, которые произносятся на месте букв е, Рисунок 1623, и, i, Рисунок 1624, й, в. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

76.6.1.4. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Знакомство с алфавитом украинского языка как последовательностью букв, а также с небуквенными орфографическими знаками, характерными для украинского языка. Овладение рукописным и печатным начертанием прописных и строчных букв украинского языка. Буквы, употребляющиеся только в заимствованной лексике.

76.6.1.5. Орфография.

Знакомство с правилами правописания и их практическое применение:

раздельное написание слов;

прописная (Прописная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам; знак конца предложения (точка).

76.6.1.6. Чтение.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

76.6.1.7. Письмо.

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с их произношением, и предложений. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

76.6.2. Систематический курс.

76.6.2.1. Общие сведения о языке. Язык и культура.

Язык как основное средство человеческого общения. Роль украинского языка в жизни человека.

Национальный речевой этикет украинцев.

76.6.2.2. Фонетика и орфоэпия.

Звуки речи украинского языка. Различение гласных и согласных звуков. Сходство и различия украинских и русских гласных и согласных. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Деление слов на слоги.

Основные законы орфоэпии. Восприятие на слух и правильное произношение звуков, обозначаемых буквами е, Рисунок 1625, и, i, Рисунок 1626, щ, в, й. Совершенствование произношения специфических украинских звуков: [г], [Рисунок 1627], [дж], [дз], [дз'], [ц], [ц'], [ч].

76.6.2.3. Графика.

Буква как знак звука. Алфавит. Названия букв украинского алфавита.

Сопоставление украинского и русского алфавитов, выделение специфических букв (Рисунок 1628, i, Рисунок 1629, Рисунок 1630) и небуквенных графических знаков в украинском алфавите (апостроф "'").

Употребление пробела между словами.

76.6.2.4. Лексика.

Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Словарное богатство украинского языка.

Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Этикетная лексика.

76.6.2.5. Синтаксис.

Различия между словом, сочетанием слов, предложением.

Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление элементарных предложений из заданного набора словоформ.

Текст как единица речи (ознакомление). Выделение в тексте предложений, установление границ предложения на слух (интонационно) и по знакам препинания.

76.6.2.6. Орфография и пунктуация.

Основные принципы орфографии.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове.

Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных).

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.