Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

65.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (селькупскому) языку на уровне начального общего образования

65.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (селькупскому) языку на уровне начального общего образования.

65.10.1. В результате изучения родного (селькупского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (селькупского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (селькупского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (селькупского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (селькупского) языка).

65.10.2. В результате изучения родного (селькупского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

65.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (селькупского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

65.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

65.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

65.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

65.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

65.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

65.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

65.10.3. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы селькупского алфавита (написание букв, буквосочетаний, слов);

пользоваться селькупским алфавитом, знать последовательность букв в нем;

различать на слух и произносить все звуки селькупского языка, соблюдая нормы произношения звуков и звукосочетаний;

делить слова на слоги;

участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета;

понимать на слух речь учителя и других обучающихся при непосредственном общении и вербально (невербально) реагировать на услышанное;

составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;

рассказывать о себе, своей семье, своем друге;

читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

писать слова, словосочетания и предложения с доски, по памяти;

писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днем рождения (с использованием образца);

узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы в пределах тематики (объем лексики для 1 класса - 100 лексических единиц для продуктивного и рецептивного усвоения).

65.10.4. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;

соотносить графический облик слова с его звуковым образом;

распознавать в тексте и употреблять в речи имя существительное;

распознавать в тексте и употреблять в речи имена существительные нарицательные;

распознавать имена существительные, обозначающие человека, и имена существительные, обозначающие все остальные предметы;

распознавать в тексте и употреблять в речи единственные, двойственные и множественные формы числа имен существительных;

распознавать в тексте и употреблять в речи имена прилагательные;

распознавать в тексте и употреблять в речи глаголы;

распознавать в тексте количественные числительные;

различать коммуникативные типы предложений по интонации (невосклицательные, восклицательные);

распознавать в тексте и употреблять в речи простые предложения;

распознавать в тексте и употреблять в речи главные и второстепенные члены предложения;

распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные);

воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале;

выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

распознавать в слове изученные словообразовательные элементы (корень слова, словообразовательные и словоизменительные суффиксы) и оперировать ими в соответствии с коммуникативной задачей;

различать родственные (однокоренные) слова и формы одного и того же слова;

узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы в пределах тематики (объем лексики для 2 класса - 150 лексических единиц для продуктивного и рецептивного усвоения).

65.10.5. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

распознавать в тексте и употреблять в речи утвердительные и отрицательные предложения;

распознавать в тексте и употреблять в речи главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения;

распознавать в тексте и употреблять в речи имена существительные в основной и в лично-притяжательной форме;

распознавать в тексте и употреблять в речи падежные формы имен существительных;

распознавать в тексте и употреблять в речи имена прилагательные, изменять имена прилагательные по лицам, числам и временам;

распознавать в тексте и употреблять в речи глаголы в неопределенной форме, в форме единственного, двойственного и множественного числа;

распознавать в слове изученные словообразовательные элементы (корень слова, словообразовательные и словоизменительные суффиксы, основа слова, приставка, соединительная гласная) и оперировать ими в соответствии с коммуникативной задачей;

распознавать в тексте и употреблять в речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, антонимы, синонимы и омонимы;

читать про себя и находить в тексте необходимую информацию;

узнавать в письменном и устном тексте сложные слова, простейшие устойчивые словосочетания, оценочную лексику и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие национальную культуру;

писать текст, применяя изученные правила орфографии и пунктуации;

узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы в пределах тематики (объем лексики для 3 класса - 150 лексических единиц для продуктивного и рецептивного усвоения);

оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.

65.10.6. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

распознавать в тексте и употреблять в речи падежные формы имен существительных;

распознавать в тексте и употреблять в речи имена существительные 1, 2 и 3-й групп;

распознавать в тексте и употреблять в речи имена существительные в роли сказуемого, изменять их по лицам, числам, временам;

распознавать в тексте и употреблять в речи личные местоимения;

распознавать в тексте и употреблять в речи глаголы в форме 1, 2 и 3-го лица;

распознавать в тексте и употреблять в речи глаголы непереходные и переходные, глаголы разных типов спряжения, глаголы в форме неопределенного (настоящего), прошедшего и будущего времени;

распознавать в тексте и употреблять в речи количественные числительные (до 100) и порядковые числительные (до 100);

распознавать в тексте и употреблять в речи отрицательные формы глаголов;

распознавать в тексте и употреблять в речи наиболее употребительные послелоги, в том числе в их падежных формах;

употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные);

употреблять в речи утвердительные и отрицательные предложения;

узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы в пределах тематики (объем лексики для 4 класса - 200 лексических единиц для продуктивного и рецептивного усвоения), (на уровне начального образования: 600 лексических единиц);

восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей.