Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

151.5. Пояснительная записка

151.5. Пояснительная записка.

151.5.1. Программа по литературному чтению на родном (чувашском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

151.5.2. Чувашский язык - национальный язык чувашского народа. Чувашский литературный язык сохраняется в первую очередь в чувашской литературе, через которую осуществляется приобщение к чувашской культуре, развивается грамматически правильная речь, обогащается словарный запас, что является одним из критериев формирования развитой личности.

151.5.3. Литературное чтение на родном (чувашском) языке формирует первоначальные знания в сфере литературного образования. Литературное чтение на родном (чувашском) языке" имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Произведения чувашской литературы знакомят обучающихся с духовными ценностями своего народа и человечества в целом, способствуют формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры межэтнических отношений.

151.5.4. Включенность литературного чтения на родном (чувашском) языке в общую систему начального общего образования обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами.

В плане повышения уровня владения родной речью, обогащения словарного запаса на родном языке, формирования функциональной грамотности литературное чтение на родном (чувашском) языке" тесно связано с учебным предметом "Родной (чувашский) язык".

Особенности, связанные с условиями двуязычия и бикультурности в Чувашской Республике, определяют линию связи литературного чтения на родном (чувашском) языке" с учебными предметами "Русский язык" и "Литературное чтение", что реализует возможность выхода на диалог русской и чувашской литератур и культур.

Социализации личности, ее речевому и духовному развитию способствуют связи с учебными предметами "Изобразительное искусство", "Музыка", "Окружающий мир".

151.5.5. В содержание программы по литературному чтению на родном (чувашском) языке выделяются следующие содержательные линии:

развитие речи;

литературоведческая пропедевтика;

творческая деятельность обучающихся;

круг детского чтения.

151.5.6. Содержание учебного предмета обеспечивает развитие навыков аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве, формирует культуру общения, включает работу с разными видами текстов, определяет круг литературоведческих понятий, обеспечивает первоначальное ознакомление с родами и жанрами литературы, средствами выразительности языка. Изучение литературного чтения на родном (чувашском) языке направлено на развитие у обучающихся навыков интерпретации литературных произведений, ролевого чтения художественных текстов, драматизации, написания сочинений.

151.5.7. В содержание учебного предмета включены художественные, научно-популярные тексты для чтения, обеспечивающие формирование устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности и читательских предпочтений обучающихся, приобщение обучающихся к этнокультурным ценностям, формирование ценностных ориентаций и первоначальных этических представлений о добре и зле, традициях чувашского народа как фундаменте духовно-нравственного развития. В круг детского чтения входят произведения устного народного творчества: малые жанры фольклора (считалки, поговорки, пословицы, загадки), народные сказки (о животных, бытовые, волшебные), произведения классиков чувашской литературы, а также современной отечественной литературы.

151.5.8. Изучение произведений построено на основе проблемно-тематического принципа. Основные темы произведений перекликаются с лексическими темами уроков родного (чувашского) языка.

151.5.9. Изучение литературного чтения на родном (чувашском) языке направлено на достижение следующих целей:

формирование грамотного читателя, способного самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и поставленные учебные задачи, использовать свою читательскую деятельность как средство для самообразования.

формирование навыка правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения на чувашском языке, умения работать с текстом, развитие интереса к процессу чтения, потребности читать на чувашском языке;

формирование понимания художественного произведения как особого вида искусства, его ценности, умения анализировать художественное произведение, определять средства выразительности, развитие творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

воспитание у обучающихся любви к родному слову, формирование чувства патриотизма, интереса к истории, культуре, традициям, искусству чувашского народа, обогащение нравственного опыта обучающихся через чтение произведений художественной литературы.

151.5.10. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (чувашском) языке, - 135 часов: в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).