76.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (украинскому) языку на уровне начального общего образования
76.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (украинскому) языку на уровне начального общего образования.
76.10.1. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (украинского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (украинского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (украинского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (украинского) языка).
76.10.2. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
76.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (украинского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
76.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
76.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
76.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
76.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
76.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
76.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
76.10.3. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;
различать устную и письменную речь, слово и предложение;
определять роль слова в речи, его номинативную функцию;
делить речь на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем;
различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия;
на слух различать интонацию (вопросительную, утвердительную и другую) предложения и моделировать предложения в соответствии с заданной интонацией;
различать звуки и буквы (букву как знак звука);
владеть позиционным способом обозначения звуков буквами;
устанавливать число и последовательность звуков в слове;
сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
составлять звуковые модели слов, сравнивать модели различных слов, подбирать слова к определенной модели;
различать гласные и согласные звуки, определять их качественные характеристики;
совершенствовать произношение отдельных звуков, которые имеют трудности при произношении: [г], [
], [дж], [дз], [дз'], [ц], [ц'], [ч], звуки, которые произносятся на месте букв е,
, и, i,
, й и в;
определять словесное ударение;
называть буквы украинского языка в алфавитной последовательности;
различать буквы, которые используются в заимствованной лексике;
определять небуквенные орфографические знаки (апостроф "'"), характерные для украинского языка;
сопоставлять количество букв в алфавите украинского языка с русским алфавитом и выделять специфические буквы (е, i,
,
) и небуквенные графические знаки украинского языка (апостроф "'"), нехарактерные для русской письменности;
выделять буквы, употребляющиеся только в заимствованной лексике;
владеть рукописным и печатным начертанием прописных и строчных букв украинского языка;
писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением, и предложения;
определять лексическое значение слова (по общему представлению);
осознавать словарное богатство украинского языка, выделять слова, значение которых требует уточнения;
использовать разные способы написания в зависимости от места орфограммы в слове;
писать прописную букву в начале предложения, в именах собственных;
ставить знаки препинания в конце предложения;
понимать функции небуквенных графических средств (пробела между словами, знака переноса);
читать по слогам, ориентируясь на букву, обозначающую гласный звук;
читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;
владеть орфоэпическим и орфографическим видами чтения;
осознанно читать слова, словосочетания, предложения и короткие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;
устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых вопросов, изменять порядок слов;
восстанавливать деформированные предложения;
составлять элементарные предложения из заданного набора словоформ;
понимать текст как речевое произведение;
последовательно и правильно списывать текст;
воспринимать на слух речь учителя на украинском языке;
понимать язык как основное средство человеческого общения;
осознавать цели и ситуации общения;
задавать несложные вопросы и отвечать на вопросы учителя и других обучающихся (элементарный диалог), соблюдая орфоэпические нормы;
понимать читаемый учебный текст;
списывать и писать под диктовку изученные слова на родном языке, короткие предложения;
понимать роль украинского языка в жизни человека;
владеть речевым этикетом украинцев.
76.10.4. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику;
основным формулам речевого этикета на украинском языке (приветствие, прощание, благодарность, просьба, пожелание и прочее);
понимать смыслоразличительную функцию звуков;
классифицировать гласные и согласные звуки украинского языка;
различать гласные звуки [а], [о], [у], [и], [i], [е], ударные и безударные гласные звуки;
понимать произносительные особенности гласных в безударном положении;
различать на слух звонкие - глухие, твердые - мягкие согласные звуки;
усваивать и совершенствовать на практике нормативное произношение звонких согласных в конце слова и слога (отсутствие оглушения): ду[б], са[д], ся[д'], вi[з], ло[ж]ка, ка[з]ка, берi[з]ка;
классифицировать непарные твердые согласные украинского языка;
совершенствовать произношение слов с апострофом перед я, ю,
,
(твердое произношение согласных звуков [б], [п], [в], [м], [ф], [р] перед сочетаниями [й'а], [й'у], [й'е], [й'i) типа [
]);
обозначать при письме долгие согласные мягкие звуки удвоенными согласными (багаття, навчання, змагання);
обозначать при письме звук [о] после мягкого согласного и звукосочетание [й'о]: льон и знайомий;
ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного литературного языка;
использовать знание алфавита украинского языка при работе со словарями;
использовать орфоэпический словарь для решения практических задач;
правильно интонировать основные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные);
понимать назначение абзаца (красной строки);
употреблять знак переноса и небуквенные графические средства (апостроф "'"), характерные для украинского языка (в пределах изученного);
иметь представление о культурно-маркированной лексике;
определять однозначные и многозначные слова (простые случаи);
определять значение незнакомого слова по контексту или уточнять в толковом словаре учебника;
объединять слова в тематические группы (подбирать слова с общим значением);
различать и употреблять синонимы и антонимы (простые случаи);
различать изменяемые и неизменяемые слова;
выделять в словах корень и находить родственные (однокоренные) слова; отличать однокоренные слова от синонимов и слов с омонимичными корнями;
переносить слова с учетом морфемного членения;
делить части речи на самостоятельные и служебные (без употребления терминов) на основании общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли;
определять части речи по задаваемым к ним вопросам;
находить имя существительное, определять его значение;
различать имена собственные и нарицательные;
находить глагол, определять его значение;
находить имя прилагательное, определять его значение, связь с именами существительными;
изменять имена прилагательные по числам;
иметь общее представление о предлоге как части речи;
определять словосочетание как сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически;
иметь представление о необходимом порядке слов в предложении на украинском языке, определять связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы;
различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные);
ставить необходимый знак конца предложения - вопросительный или восклицательный, точку;
осознанно выделять в устной речи одно из слов предложения (логическое ударение);
различать типы текстов - описание, повествование, рассуждение (первичное ознакомление), называть их особенности;
слушать аудиозаписи (несложные песни на украинском языке, фольклор) с установкой на понимание их содержания;
воспринимать на слух речь учителя и других обучающихся;
владеть алгоритмом списывания текста;
вести устный диалог и формулировать элементарные монологические высказывания на заданную тему на украинском языке;
находить в учебном тексте нужную информацию, заданную в явном виде;
списывать или писать под диктовку тексты из нескольких несложных предложений;
владеть различными правилами переноса слов;
проверять безударные гласные в корне слова;
определять чередования гласных и согласных звуков в корне слова;
использовать мягкий знак (ь) и буквы я, ю,
, i для обозначения мягкости согласных;
владеть правилами написания слов типа сонце, серце, чесний;
писать прописную букву в именах собственных, а также в начале предложения.
писать короткие тексты на заданную тему (повествовательные мини-сочинения) и изложения на основе нескольких несложных предложений.
76.10.5. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
иметь представление о многообразии языкового пространства России и мира;
понимать язык как основу национальной культуры и инструмент познания окружающей действительности;
выделять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
проводить звуко-буквенный разбор слов;
использовать знание алфавита украинского языка для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках;
отличать прямое значение слова от переносного;
различать и употреблять в речи элементарные синонимы и антонимы, осознавая их функции;
определять заимствованные из русского и других языков слова (общеупотребительная лексика);
разбирать слова по составу, выделяя корень, аффиксы (слова с однозначно выделяемыми морфемами);
определять роль окончания как части слова и как средства связи слов в предложении;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
использовать знание чередований гласных о, е с i и согласных г, к, х с ж, ч, ш и з, ц, с в корнях слов: (сiм - семи, стiл - стола, дорога - на дорозi - дорiжка, рiк - у роцi - рiчний, муха - мусi - мушка);
иметь представление об элементарном способе образования слов в украинском языке;
сопоставлять структуру слов украинского языка со строением слов в русском языке;
правильно писать и использовать приставки роз-, без-, з-, с-;
осуществлять перенос слов с приставками;
определять согласные на границе приставки и корня;
употреблять апостроф после приставок перед буквами я, ю,
,
;
определять приставки, созвучные с предлогами;
определять словообразовательную роль на примере суффиксов однокоренных слов, относящихся к одной части речи (лiс - лiсок - лiсник);
распознавать согласные на стыке корня и суффикса (сонний, денний, осiннiй), разделять такие слова для переноса;
осуществлять морфемный анализ слова;
сопоставлять грамматические признаки слов украинского языка с грамматическими признаками слов русского языка;
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов (простые случаи);
изменять самостоятельные части речи по заданным характеристикам;
давать характеристику имени существительному, определять род слова, изменять по числам и падежам;
устанавливать связи имен прилагательных с именами существительными при помощи вопросов от имени существительного к имени прилагательному;
изменять имена прилагательные по родам, определять родовые окончания имен прилагательных: -ий, -iй, -а, -я, -е,
;
изменять имена прилагательные по числам и падежам;
правильно писать имена прилагательные с суффиксами -ськ-, -зьк-, -цьк-;
определять связь глагола с именем существительным в предложении;
находить неопределенную форму глагола (начальная форма);
различать время глагола: прошедшее, настоящее, будущее - и изменять глаголы по временам;
распознавать временные формы глаголов в тексте;
спрягать глаголы в настоящем времени;
правильно писать частицу не с глаголами;
давать общую характеристику местоимениям;
находить и грамотно склонять личные местоимения;
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов (простые случаи);
различать служебные части речи - предлоги, союзы, иметь представление об их функциях и особенностях употребления;
правильно употреблять союзы i, та, а, але;
иметь представление о частицах как о части речи;
правильно употреблять частицу не;
формулировать понятие простого предложения;
находить главные члены предложения;
выделять однородные члены предложения;
различать распространенные и нераспространенные предложения;
выделять признаки текста (тематическое и композиционное единство частей, наличие грамматической связи частей, смысловая цельность, относительная законченность, заглавие);
находить в предложении обращение, грамотно ставить знаки препинания при обращениях;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, знать различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов;
ставить запятую в предложениях с однородными членами;
различать условия раздельного, слитного и дефисного написания слов;
правильно писать слова с безударными гласными е и и в корне слова;
владеть правилами написания звонких и глухих согласных;
владеть правилами написания слов со звонкими согласными в конце и середине слов перед глухими;
владеть правилом проверки правописания слов типа просьба, боротьба, кiгтi, нiгтi;
использовать академический орфографический словарь украинского языка для решения практических задач;
прослушивать отрывки несложных оригинальных текстов на украинском языке, читаемые учителем, с установкой на понимание содержащейся в них информации;
вести диалоги на изученные темы на украинском языке;
формулировать монологические высказывания на заданную тему (описание);
выделять ключевые слова в читаемом учебном тексте;
формулировать простые выводы на основе сведений, содержащихся в тексте;
писать короткие изложения и собственные тексты (мини-сочинения) повествовательного характера на основе впечатлений, литературных произведений, иллюстраций.
76.10.6. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
различать методы познания языка (наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект);
иметь представление о статусе и основных функциях украинского языка в субъектах Российской Федерации;
видеть отражение народной культуры в фольклоре и литературе на украинском языке; осознавать место украинской культуры в контексте отечественного и мирового культурного пространства;
соблюдать правильную интонацию в процессе говорения и чтения;
использовать орфоэпические словари украинского языка с целью определения правильного произношения незнакомых слов;
иметь представление о развитии письменности на украинском языке;
выделять безэквивалентную лексику и переводить ее с украинского языка на русский и с русского на украинский;
находить устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (на основании общего представления);
разбирать изменяемые слова по составу (простые случаи) и характеризовать состав неизменяемых слов;
проводить морфологический разбор изученных частей речи (имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, союзов, предлогов);
ставить имена существительные в начальную форму;
изменять имена существительные по числам и падежам, учитывая особенности чередования основы;
определять окончание имен существительных женского рода на -и в родительном падеже единственного числа с основой на твердый и мягкий согласный и на [ж], [ч], [ш] (стiни, руки, но пiснi, межi, кручi, грушi);
правильно употреблять окончания имен существительных в творительном падеже единственного числа: окончание -ею у имен существительных женского рода с основой на мягкий согласный и на и шипящие (землею, межею, кручею, тишею), окончания
у имен существительных на -iя (лiнiя -
), окончание -ем у имен существительных мужского рода с основой на мягкий согласный и на шипящие (конем, ножем, мечем, споришем), окончание
у имен существительных с основой на [й'] (гай -
);
правильно писать окончания творительного падежа II склонения смешанной группы имен существительных мужского рода на -ар, -яр (вiвчарем, слюсарем, школярем, но маляром, столяром);
различать параллельные окончания одушевленных имен существительных мужского рода в дательном и предложном (мiсцевому) падежах единственного числа (братовi и брату, батьковi и батьку, Василевi и Василю);
правильно писать формы имен существительных женского рода с основой на согласный в творительном падеже единственного числа (тiнню, молоддю, но радiстю, щирiстю);
изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам в сочетании с именами существительными;
сопоставлять окончания имен прилагательных с основанием на твердый и мягкий согласный в единственном и множественном числе;
употреблять ь перед окончаниями имен прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном (мiсцевому) падежах единственного числа (
, давнього, братньою, лiтньому, у могутньому);
употреблять падежные формы имен прилагательных во множественном числе;
употреблять окончание -i в именительном падеже множественного числа (произношение и правописание: хорошi, далекi);
давать общую характеристику имени числительному как части речи;
произносить и правильно писать самые употребляемые имена числительные;
определять наречие как часть речи (значение, вопросы, роль в предложении, связь с глаголами);
изменять глаголы по временам, числам и лицам;
произносить и правильно писать глаголы на -ся;
обобщать сведения о сходствах и различиях между словом, словосочетанием и предложением;
выделять сложные предложения (на основании общего представления), ставить в них запятые;
правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
обобщать изученные правила пунктуации и пользоваться ими на практике;
употреблять в речи простые и сложные предложения в соответствии с речевой ситуацией;
использовать в роли обращений формы звательного падежа;
воспринимать на слух отрывки из художественных произведений на украинском языке (в аудиозаписи), выделять в услышанном тексте главную и второстепенную информацию, определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам;
вести диалоги на изученные темы на украинском языке, соблюдая этикетные формы и устойчивые формулы, принципы общения, лежащие в основе национального речевого этикета, формулировать монологические высказывания на заданную тему (рассуждение);
применять различные виды чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное) в зависимости от поставленной задачи;
интерпретировать и обобщать содержащуюся в прочитанном тексте информацию;
определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру предложенного для чтения текста;
письменно излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно или выборочно);
писать небольшие сочинения на основе литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи;
составлять план текста, писать текст по заданному плану;
корректировать заданные и собственные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875