76.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (украинскому) языку на уровне начального общего образования

76.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (украинскому) языку на уровне начального общего образования.

76.10.1. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (украинского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (украинского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (украинского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (украинского) языка).

76.10.2. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

76.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (украинского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

76.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

76.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

76.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

76.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

76.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

76.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

76.10.3. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;

различать устную и письменную речь, слово и предложение;

определять роль слова в речи, его номинативную функцию;

делить речь на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем;

различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия;

на слух различать интонацию (вопросительную, утвердительную и другую) предложения и моделировать предложения в соответствии с заданной интонацией;

различать звуки и буквы (букву как знак звука);

владеть позиционным способом обозначения звуков буквами;

устанавливать число и последовательность звуков в слове;

сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;

составлять звуковые модели слов, сравнивать модели различных слов, подбирать слова к определенной модели;

различать гласные и согласные звуки, определять их качественные характеристики;

совершенствовать произношение отдельных звуков, которые имеют трудности при произношении: [г], [Рисунок 1642], [дж], [дз], [дз'], [ц], [ц'], [ч], звуки, которые произносятся на месте букв е, Рисунок 1643, и, i, Рисунок 1644, й и в;

делить слова на слоги;

определять словесное ударение;

называть буквы украинского языка в алфавитной последовательности;

различать буквы, которые используются в заимствованной лексике;

определять небуквенные орфографические знаки (апостроф "'"), характерные для украинского языка;

сопоставлять количество букв в алфавите украинского языка с русским алфавитом и выделять специфические буквы (е, i, Рисунок 1645, Рисунок 1646) и небуквенные графические знаки украинского языка (апостроф "'"), нехарактерные для русской письменности;

выделять буквы, употребляющиеся только в заимствованной лексике;

владеть рукописным и печатным начертанием прописных и строчных букв украинского языка;

писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением, и предложения;

определять лексическое значение слова (по общему представлению);

осознавать словарное богатство украинского языка, выделять слова, значение которых требует уточнения;

переносить слова по слогам;

использовать разные способы написания в зависимости от места орфограммы в слове;

писать прописную букву в начале предложения, в именах собственных;

ставить знаки препинания в конце предложения;

понимать функции небуквенных графических средств (пробела между словами, знака переноса);

читать по слогам, ориентируясь на букву, обозначающую гласный звук;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;

владеть орфоэпическим и орфографическим видами чтения;

осознанно читать слова, словосочетания, предложения и короткие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;

устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых вопросов, изменять порядок слов;

восстанавливать деформированные предложения;

составлять элементарные предложения из заданного набора словоформ;

понимать текст как речевое произведение;

последовательно и правильно списывать текст;

воспринимать на слух речь учителя на украинском языке;

понимать язык как основное средство человеческого общения;

осознавать цели и ситуации общения;

задавать несложные вопросы и отвечать на вопросы учителя и других обучающихся (элементарный диалог), соблюдая орфоэпические нормы;

понимать читаемый учебный текст;

списывать и писать под диктовку изученные слова на родном языке, короткие предложения;

понимать роль украинского языка в жизни человека;

владеть речевым этикетом украинцев.

76.10.4. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику;

основным формулам речевого этикета на украинском языке (приветствие, прощание, благодарность, просьба, пожелание и прочее);

понимать смыслоразличительную функцию звуков;

классифицировать гласные и согласные звуки украинского языка;

различать гласные звуки [а], [о], [у], [и], [i], [е], ударные и безударные гласные звуки;

понимать произносительные особенности гласных в безударном положении;

различать на слух звонкие - глухие, твердые - мягкие согласные звуки;

усваивать и совершенствовать на практике нормативное произношение звонких согласных в конце слова и слога (отсутствие оглушения): ду[б], са[д], ся[д'], вi[з], ло[ж]ка, ка[з]ка, берi[з]ка;

классифицировать непарные твердые согласные украинского языка;

совершенствовать произношение слов с апострофом перед я, ю, Рисунок 1647, Рисунок 1648 (твердое произношение согласных звуков [б], [п], [в], [м], [ф], [р] перед сочетаниями [й'а], [й'у], [й'е], [й'i) типа [Рисунок 1649]);

обозначать при письме долгие согласные мягкие звуки удвоенными согласными (багаття, навчання, змагання);

обозначать при письме звук [о] после мягкого согласного и звукосочетание [й'о]: льон и знайомий;

ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного литературного языка;

использовать знание алфавита украинского языка при работе со словарями;

использовать орфоэпический словарь для решения практических задач;

правильно интонировать основные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные);

понимать назначение абзаца (красной строки);

употреблять знак переноса и небуквенные графические средства (апостроф "'"), характерные для украинского языка (в пределах изученного);

иметь представление о культурно-маркированной лексике;

определять однозначные и многозначные слова (простые случаи);

определять значение незнакомого слова по контексту или уточнять в толковом словаре учебника;

объединять слова в тематические группы (подбирать слова с общим значением);

различать и употреблять синонимы и антонимы (простые случаи);

различать изменяемые и неизменяемые слова;

выделять в словах корень и находить родственные (однокоренные) слова; отличать однокоренные слова от синонимов и слов с омонимичными корнями;

переносить слова с учетом морфемного членения;

делить части речи на самостоятельные и служебные (без употребления терминов) на основании общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли;

определять части речи по задаваемым к ним вопросам;

находить имя существительное, определять его значение;

различать имена собственные и нарицательные;

находить глагол, определять его значение;

находить имя прилагательное, определять его значение, связь с именами существительными;

изменять имена прилагательные по числам;

иметь общее представление о предлоге как части речи;

определять словосочетание как сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически;

иметь представление о необходимом порядке слов в предложении на украинском языке, определять связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы;

различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные);

ставить необходимый знак конца предложения - вопросительный или восклицательный, точку;

осознанно выделять в устной речи одно из слов предложения (логическое ударение);

различать типы текстов - описание, повествование, рассуждение (первичное ознакомление), называть их особенности;

слушать аудиозаписи (несложные песни на украинском языке, фольклор) с установкой на понимание их содержания;

воспринимать на слух речь учителя и других обучающихся;

владеть алгоритмом списывания текста;

вести устный диалог и формулировать элементарные монологические высказывания на заданную тему на украинском языке;

находить в учебном тексте нужную информацию, заданную в явном виде;

списывать или писать под диктовку тексты из нескольких несложных предложений;

владеть различными правилами переноса слов;

проверять безударные гласные в корне слова;

определять чередования гласных и согласных звуков в корне слова;

использовать мягкий знак (ь) и буквы я, ю, Рисунок 1650, i для обозначения мягкости согласных;

владеть правилами написания слов типа сонце, серце, чесний;

писать прописную букву в именах собственных, а также в начале предложения.

писать короткие тексты на заданную тему (повествовательные мини-сочинения) и изложения на основе нескольких несложных предложений.

76.10.5. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

иметь представление о многообразии языкового пространства России и мира;

понимать язык как основу национальной культуры и инструмент познания окружающей действительности;

выделять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

проводить звуко-буквенный разбор слов;

использовать знание алфавита украинского языка для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках;

отличать прямое значение слова от переносного;

различать и употреблять в речи элементарные синонимы и антонимы, осознавая их функции;

определять заимствованные из русского и других языков слова (общеупотребительная лексика);

разбирать слова по составу, выделяя корень, аффиксы (слова с однозначно выделяемыми морфемами);

определять роль окончания как части слова и как средства связи слов в предложении;

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

использовать знание чередований гласных о, е с i и согласных г, к, х с ж, ч, ш и з, ц, с в корнях слов: (сiм - семи, стiл - стола, дорога - на дорозi - дорiжка, рiк - у роцi - рiчний, муха - мусi - мушка);

иметь представление об элементарном способе образования слов в украинском языке;

сопоставлять структуру слов украинского языка со строением слов в русском языке;

правильно писать и использовать приставки роз-, без-, з-, с-;

осуществлять перенос слов с приставками;

определять согласные на границе приставки и корня;

употреблять апостроф после приставок перед буквами я, ю, Рисунок 1651, Рисунок 1652;

определять приставки, созвучные с предлогами;

определять словообразовательную роль на примере суффиксов однокоренных слов, относящихся к одной части речи (лiс - лiсок - лiсник);

распознавать согласные на стыке корня и суффикса (сонний, денний, осiннiй), разделять такие слова для переноса;

осуществлять морфемный анализ слова;

сопоставлять грамматические признаки слов украинского языка с грамматическими признаками слов русского языка;

проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов (простые случаи);

изменять самостоятельные части речи по заданным характеристикам;

давать характеристику имени существительному, определять род слова, изменять по числам и падежам;

устанавливать связи имен прилагательных с именами существительными при помощи вопросов от имени существительного к имени прилагательному;

изменять имена прилагательные по родам, определять родовые окончания имен прилагательных: -ий, -iй, -а, -я, -е, Рисунок 1653;

изменять имена прилагательные по числам и падежам;

правильно писать имена прилагательные с суффиксами -ськ-, -зьк-, -цьк-;

определять связь глагола с именем существительным в предложении;

находить неопределенную форму глагола (начальная форма);

различать время глагола: прошедшее, настоящее, будущее - и изменять глаголы по временам;

распознавать временные формы глаголов в тексте;

спрягать глаголы в настоящем времени;

правильно писать частицу не с глаголами;

давать общую характеристику местоимениям;

находить и грамотно склонять личные местоимения;

проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов (простые случаи);

различать служебные части речи - предлоги, союзы, иметь представление об их функциях и особенностях употребления;

правильно употреблять союзы i, та, а, але;

иметь представление о частицах как о части речи;

правильно употреблять частицу не;

формулировать понятие простого предложения;

находить главные члены предложения;

выделять однородные члены предложения;

различать распространенные и нераспространенные предложения;

выделять признаки текста (тематическое и композиционное единство частей, наличие грамматической связи частей, смысловая цельность, относительная законченность, заглавие);

находить в предложении обращение, грамотно ставить знаки препинания при обращениях;

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, знать различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов;

ставить запятую в предложениях с однородными членами;

различать условия раздельного, слитного и дефисного написания слов;

правильно писать слова с безударными гласными е и и в корне слова;

владеть правилами написания звонких и глухих согласных;

владеть правилами написания слов со звонкими согласными в конце и середине слов перед глухими;

владеть правилом проверки правописания слов типа просьба, боротьба, кiгтi, нiгтi;

использовать академический орфографический словарь украинского языка для решения практических задач;

прослушивать отрывки несложных оригинальных текстов на украинском языке, читаемые учителем, с установкой на понимание содержащейся в них информации;

вести диалоги на изученные темы на украинском языке;

формулировать монологические высказывания на заданную тему (описание);

выделять ключевые слова в читаемом учебном тексте;

формулировать простые выводы на основе сведений, содержащихся в тексте;

писать короткие изложения и собственные тексты (мини-сочинения) повествовательного характера на основе впечатлений, литературных произведений, иллюстраций.

76.10.6. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

различать методы познания языка (наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект);

иметь представление о статусе и основных функциях украинского языка в субъектах Российской Федерации;

видеть отражение народной культуры в фольклоре и литературе на украинском языке; осознавать место украинской культуры в контексте отечественного и мирового культурного пространства;

соблюдать правильную интонацию в процессе говорения и чтения;

использовать орфоэпические словари украинского языка с целью определения правильного произношения незнакомых слов;

иметь представление о развитии письменности на украинском языке;

выделять устаревшую лексику;

выделять безэквивалентную лексику и переводить ее с украинского языка на русский и с русского на украинский;

находить устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (на основании общего представления);

разбирать изменяемые слова по составу (простые случаи) и характеризовать состав неизменяемых слов;

проводить морфологический разбор изученных частей речи (имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, союзов, предлогов);

ставить имена существительные в начальную форму;

изменять имена существительные по числам и падежам, учитывая особенности чередования основы;

определять окончание имен существительных женского рода на -и в родительном падеже единственного числа с основой на твердый и мягкий согласный и на [ж], [ч], [ш] (стiни, руки, но пiснi, межi, кручi, грушi);

правильно употреблять окончания имен существительных в творительном падеже единственного числа: окончание -ею у имен существительных женского рода с основой на мягкий согласный и на и шипящие (землею, межею, кручею, тишею), окончания Рисунок 1654 у имен существительных на -iя (лiнiя - Рисунок 1655), окончание -ем у имен существительных мужского рода с основой на мягкий согласный и на шипящие (конем, ножем, мечем, споришем), окончание Рисунок 1656 у имен существительных с основой на [й'] (гай - Рисунок 1657);

правильно писать окончания творительного падежа II склонения смешанной группы имен существительных мужского рода на -ар, -яр (вiвчарем, слюсарем, школярем, но маляром, столяром);

различать параллельные окончания одушевленных имен существительных мужского рода в дательном и предложном (мiсцевому) падежах единственного числа (братовi и брату, батьковi и батьку, Василевi и Василю);

правильно писать формы имен существительных женского рода с основой на согласный в творительном падеже единственного числа (тiнню, молоддю, но радiстю, щирiстю);

изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам в сочетании с именами существительными;

сопоставлять окончания имен прилагательных с основанием на твердый и мягкий согласный в единственном и множественном числе;

употреблять ь перед окончаниями имен прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном (мiсцевому) падежах единственного числа (Рисунок 1658, давнього, братньою, лiтньому, у могутньому);

употреблять падежные формы имен прилагательных во множественном числе;

употреблять окончание -i в именительном падеже множественного числа (произношение и правописание: хорошi, далекi);

давать общую характеристику имени числительному как части речи;

произносить и правильно писать самые употребляемые имена числительные;

определять наречие как часть речи (значение, вопросы, роль в предложении, связь с глаголами);

изменять глаголы по временам, числам и лицам;

произносить и правильно писать глаголы на -ся;

обобщать сведения о сходствах и различиях между словом, словосочетанием и предложением;

выделять сложные предложения (на основании общего представления), ставить в них запятые;

правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;

обобщать изученные правила пунктуации и пользоваться ими на практике;

употреблять в речи простые и сложные предложения в соответствии с речевой ситуацией;

использовать в роли обращений формы звательного падежа;

воспринимать на слух отрывки из художественных произведений на украинском языке (в аудиозаписи), выделять в услышанном тексте главную и второстепенную информацию, определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам;

вести диалоги на изученные темы на украинском языке, соблюдая этикетные формы и устойчивые формулы, принципы общения, лежащие в основе национального речевого этикета, формулировать монологические высказывания на заданную тему (рассуждение);

применять различные виды чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное) в зависимости от поставленной задачи;

интерпретировать и обобщать содержащуюся в прочитанном тексте информацию;

определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру предложенного для чтения текста;

письменно излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно или выборочно);

писать небольшие сочинения на основе литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи;

составлять план текста, писать текст по заданному плану;

корректировать заданные и собственные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.