Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

69.6. Содержание обучения в 10 классе

69.6. Содержание обучения в 10 классе.

69.6.1. Становление художественной литературы XVIII - XIX веков.

Зарождение бурятской письменной литературы. Преобладание письменной художественной литературы на старомонгольской письменности. Использование русского, тибетского алфавита. Жанровая система письменной художественной литературы XVIII - XIX веков: оттиски устного народного творчества, бурятские исторические летописи, поучения, путевые заметки. Переводы произведений русского народа и народов Востока. Своеобразие художественной литературы бурятского просветительства.

69.6.2. Духовная литература.

Место буддийских религиозных сочинений среди памятников бурятской письменности на старомонгольском языке. Жанры буддийской дидактической литературы. Идейно-художественное своеобразие книги "Yльгэрэй далай" ("Море притч").

Теория литературы. Жанры буддийской дидактической литературы.

69.6.3. Бурятские литературные памятники, созданные на фольклорной основе.

Бурятские исторические летописи, их значение в дальнейшем развитии элементов художественного изображения в памятниках бурятской письменной литературы. В. Юмсунов "Хориин 11 эсэгын уг изагуурай туужа" ("Родословная 11 хоринских родов"), Д.Ж. Ломбоцыренов "Сэлэнгын монгол-буряадуудай 00000557.png" ("История селенгинских бурят-монголов"), Ц. Сахаров "Баргажан буряадууд тухай" ("История баргузинских бурят").

Теория литературы. Бурятские исторические летописи (развитие понятия).

69.6.4. Бурятская литература начала XX века.

00000558.png

Теория литературы. Реализм.

69.6.5. Бурятская литература 1920 - 30-х годов.

69.6.5.1. Понятие о литературном процессе, основные тенденции. Идейно-эстетическая борьба в литературе тех лет. Различие в понимании целей и задач литературы, поиски новых форм и с использованием традиций устного народного творчества, отношения к культурному наследию, к освоению культурных ценностей прошлого. Поэзия. Новые задачи, вставшие перед поэмами в освоении революционной действительности. Роль Туя Солбонэ, Х. Намсараева, Б. Абидуева, Д.-Р. Намжилона, Г. Нацова в становлении новой бурятской поэзии. Литературно-критическая деятельность С. Туя. Поэтический сборник "Цветостепь", стихотворение "Город", рассказ "Сэсэг" ("Цветок"). Национальные образы в поэзии С. Туя. Лиро-эпическая поэма "Ангара" в контексте народной легенды о Байкале и его дочери Ангаре.

Теория литературы. Литературный процесс. Углубление понятия о лирике. Образ лирического героя. Композиция лирического стихотворения. Жанр лиро-эпической поэмы.

69.6.5.2. Литературная и общественно-политическая деятельность Б. Барадина. Рассказ "Сэнгэ баабай" ("Сэнгэ батюшка"). Сюжетные линии рассказа.

69.6.5.3. Развитие бурятской драматургии.

Ж. Тумунов. Тема женской судьбы в пьесе "Сэсэгмаа" ("Сэсэгма"). Особенности композиции.

Н. Балдано. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира Н. Балдано. Основные темы, мотивы и образы драматургии. Драма "Энхэ-Булад баатар" ("Энхэ-Булад батор"). Идейно-художественное своеобразие. Историческая и фольклорная основа драмы. "Шоно баатар тухай домог" ("Легенда о Шоно баторе").

Теория литературы. Фольклор и литература. Фольклоризм художественной литературы. Жанр исторической драмы.

69.6.6. Литература периода Великой Отечественной войны.

69.6.6.1. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в литературе. Новое понимание российской истории. Бурятская литература периода Великой Отечественной войны (обзор). Роль литературы за победу над фашистской Германией. Патриотическая лирика Д. Хилтухина, К. Брянского, Ц. Номтоева, Б. Базарона, Ж. Тумунова, Ч. Цыдендамбаева и другие. Общие черты и индивидуальные особенности патриотической лирики. Образ Родины и воюющего народа, самоотверженный труд в тылу. Ц. Зарбуев. Стихотворение "Нарhан" ("Сосна"). Д. Мадасон. Стихотворения "Эртын хабараар" ("Ранней весной"), "Алта 00000559.png адха хара шорой" ("Дороже золота горсть родной земли").

Теория литературы. Лирический герой. Эпическое и лирическое.

69.6.6.2. Проза периода войны. Ж. Тумунов. Документальная повесть "Наранай орохо 00000560.png тээшэ" ("В сторону заката солнца"). Ц. Номтоев. Отрывок из военного дневника "Сталинград шадарай агууехэ тулалдаан" ("Сталинградская битва"). Ж. Тумунов. "Офицерский дневник". Д. Хилтухин. Рассказ "Солдадай ном" ("Книга солдата").

69.6.6.3. Драматургия периода войны. Историческая драма X. Намсараева "Тайшаагай ташуур" ("Кнут тайши"). Опора на исторические события XIX века. Тема человека и власти.

Теория литературы. Документальные жанры в литературе. Жанр "дневника" в литературе о войне.

69.6.7. Художественный мир бурятской литературы.

Понятие о художественном мире писателя и его составляющих. Читатель как активный участник литературного процесса. Художественное произведение и его интерпретации.

69.6.8. Бурятская литература второй половины XX века.

69.6.8.1. История создания жанра романа в бурятской литературе. Романное мышление и своеобразие жанра романа. Ж. Тумунов. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира. Первый бурятский историко-революционный роман "Нойрhоо hэриhэн тала" ("Степь проснулась"). Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Проблематика, система образов романа. Образ главного героя Дэлгэра, его эволюция. Изображение исторических событий и исторических личностей в романе.

Теория литературы. Художественный мир. Романное мышление. Историко-революционный роман. Система образов.

69.6.8.2. Х. Намсараев. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира. Роман "00000561.png толон" ("На утренней заре"). История создания. Жанровое своеобразие романа. Система образов в романе. Эволюция романного героя. Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика.

Теория литературы. Художественный мир романа. Портрет, пейзаж, внутренний монолог. Поэтика.

69.6.8.3. Ч. Цыдендамбаев. Жизнь и творчество (обзор). Темы, сюжеты и проблематика малой прозы Ч. Цыдендамбаева. Лирико-субъективное начало в рассказах "Талын аадар" ("Ливень в степи"). Образ автора-повествователя. Сатирический роман "Холо ойрын 00000562.png" ("Далекие и близкие родственники"). Обличение недостатков и пороков общества. Своеобразие сатиры. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск. Лирическое и комическое начало в романе. Образ главного героя - романтического поэта "в золотистой рубашке". Образ Д. Банзарова, его учеба в Казани, формирование нравственного облика, общественных взглядов, влияние известных ученых, защита диссертации.

Теория литературы. Лирическое и комическое. Образ повествователя. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Роман-дилогия.

69.6.8.4. А. Бальбуров. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира. Исторический роман "Зэдэлээтэ 00000563.png" ("Поющие стрелы"). Религиозные (шаманские) и мифопоэтические мотивы в романе. Роль легенд и преданий в структуре романа. Национальная картина мира в романе. Сюжет и композиция романа. Проблематика и поэтика. Система образов. Образ главного героя Ута Мархаса. Образ интеллигента М. Дорондоева.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в контексте истории). Мифопоэтика. Национальная картина мира.

69.6.8.5. Ж. Балданжабон. Жизнь и творчество (обзор). Бурятские романы о современности. Роман "Сэнхир хаданууд" ("Голубые сопки"). Проблематика. Конфликтная основа романов. Особенности сюжета и композиции: освобождение от фабульного детерменизма, открытость персонажей трансцендентному началу. Экзистенциальное переживание красоты, жизни.

Теория литературы. Эволюция романного героя. Система образов. Историзм. Национальная картина мира.

69.6.8.6. Д. Жалсараев. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира Д. Жалсараева. Темы родины, поэта и поэзии, философские мотивы в лирике поэта. Идейно-художественное своеобразие стихотворения "Алас холо" ("Далеко"). Цикл стихотворений "Газар дэлхэйн дуунууд" ("Песни земли"). Идейно-нравственная основа цикла. Особенности поэтического языка.

69.6.8.7. Н. Дамдинов. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира Н. Дамдинова. Лирико-эпическая поэма "Эсэгын нэрэ" ("Имя отца"). Поэма "Шэлдэй зангиин дуун" ("Песня про Шэлдэй занги"). Историческая основа поэмы "Шэлдэй зангиин дуун". Архетип дома в интерпретации исторического сюжета. Образ Шэлдэй занги. Проблема героического в поэме.

Теория литературы. Жанр поэмы. Стиль. Поэтический синтаксис. Мотив.

69.6.8.8. Д. Улзытуев. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира Д. Улзытуева. Философичность и тонкий лиризм поэзии Д. Улзытуева. Синтез традиций Востока и Запада в лирике поэта. Пейзажная лирика поэта. Образ лирического героя. Национальные образы мира в поэзии Д. Улзытуева. Цикл стихотворений "Ая ганга" ("Ая ганга"). Верлибр в поэзии Д. Улзытуева. Стихотворения из цикла "Балтиин далайн эрьедэ" ("На берегу Балтийского моря"): "Баруунай баруун эрьедэ..." ("На западном берегу..."), "Захяа" ("Наказ"), "Эхэ дайдаяа 00000564.png дуулааб..." ("Итоги"),

Теория литературы. Художественный мир. Национальные образы мира. Традиции и новаторство. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

69.6.8.9. Русскоязычная поэзия. Синтез восточных и западных традиций в поэзии Н. Нимбуева. Стихотворение "00000565.png сахилгаан" ("Стреноженные молнии").

Теория литературы: традиции восточной и западной поэзии. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).