Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

65.5. Пояснительная записка

65.5. Пояснительная записка.

65.5.1. Программа по родной (адыгейской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Программа предназначена для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных организаций с обучением на русском языке и предполагает изучение адыгейской литературы на адыгейском языке.

Ведущим ценностным ориентиром программы по родной (адыгейской) литературе является общекультурное, личностное и познавательное развитие личности обучающегося через активное включение его в педагогически целесообразную учебную деятельность, ориентированную на единство практической полезности и культуросообразности. При этом предполагается, что основная миссия учебного предмета "Родная (адыгейская) литература" заключается в трансляции национально-культурного наследия при опоре на гуманистические ценности.

65.5.2. Сохраняя преемственность по отношению к курсу родной (адыгейской) литературы на уровне основного общего образования, курс родной (адыгейской) литературы в 10 - 11 классах ориентирован на создание у обучающихся целостного представления об историко-литературном процессе через хронологически выстроенное изучение фольклора и произведений адыгейской литературы XIX - XX веков.

Реализация программы по родной (адыгейской) литературе предполагает опору на текстуальное изучение литературных произведений и через них решение задач развития устной и письменной речи, осуществления познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, логического мышления, освоения умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Теоретико-литературные понятия, как правило, рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

65.5.3. В содержании программы по родной (адыгейской) литературе для 10 - 11 классов выделяются следующие содержательные линии: литература по периодам (фольклор адыгов, литература адыгских писателей-просветителей XIX - начала XX веков, творчество поэтов-импровизаторов конца XIX - начала XX веков, адыгейская литература 1920 - 1940 годов, адыгейская литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия, адыгейская литература 1960 - 1980 годов, адыгейская литература на современном этапе, кабардино-черкесская литература), теория литературы.

65.5.4. Изучение родной (адыгейской) литературы направлено на достижение следующих целей:

формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов;

получение опыта медленного (осмысленного) чтения произведений родной (адыгейской) литературы, освоение культурных ценностей, заложенных в прочитанных текстах;

овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основную тему произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, умение "видеть" подтексты).

65.5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (адыгейской) литературы - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).