Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

65.6. Содержание обучения в 10 классе

65.6. Содержание обучения в 10 классе.

65.6.1. Фольклор адыгов.

Богатство адыгского фольклора. Жанровое своеобразие: мифология, нартский эпос, обрядовая поэзия (песни трудовые, врачевальные, колыбельные, первого шага ребенка, свадебные, песни героические, песни-плачи, историко-героические песни, шуточные, сатирические), сказочный эпос (сказки), несказочная проза (сказание, предание, легенда, притча, хабар), малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки).

Воспитательная и познавательная функция фольклора и его художественное своеобразие. Определяющая роль народного словесного искусства в становлении письменной адыгейской литературы.

Теория литературы: жанры фольклора, миф.

65.6.2. Литература адыгских писателей-просветителей XIX - начала XX веков.

Возникновение просветительства на Северном Кавказе и формирование просветительской литературы адыгов в начале XIX века. Этапы развития просветительской литературы.

Литературное наследие адыгских писателей-просветителей XIX века (С. Хан-Гирей, С. Казы-Гирей, Ш.Б. Ногмов, У.Х. Берсей).

Творчество писателей-публицистов конца XIX - начала XX веков (Ю. Ахметуков, И. Шупако, Д. Хаткоко, И.С. Цей, С.Х. Сиюхов). Идейно-тематическая основа произведений и художественные особенности.

Теория литературы: этнографизм произведения.

65.6.3. Творчество поэтов-импровизаторов конца XIX - начала XX веков.

Тематика и художественные особенности произведений поэтов-импровизаторов конца XIX - начала XX веков: Ю. Абреч (Хаджибиек), Ш. Дзыбов, К. Джанчатов, Т. Аутлев, Лилюх-Нэшу, Х. Тугуз, Х. Бэчый, Ш. Тыу.

Теория литературы: народный стих, аллитерация.

65.6.4. Адыгейская литература 1920 - 1940 годов.

65.6.4.1. Роль фольклора и литературно-публицистического наследия писателей просветителей в становлении и развитии адыгейской письменной литературы.

Начало XX века - период ускоренного развития адыгейской литературы. Изменения в социально-политической жизни, их влияние на общественно-политическую и творческую мысль.

Роль публицистики в становлении новописьменной литературы на адыгейском языке. Выход в свет первого номера областной газеты "Адыгэ макъ" ("Голос адыга") в 1923 году, публикация первых печатных произведений на адыгейском языке. Роль фольклорных экспедиций для развития национальной литературы. Участие адыгских писателей Т.М. Керашева и А.Д. Хаткова в работе Первого съезда пролетарских писателей. Создание Союза писателей Адыгеи. Творческие искания писателей и поэтов: Т.М. Керашева, А.Д. Хаткова, Д.М. Натхо, Р.А. Меркицкого, Х.Т. Уджуху, А.И. Уджуху, Д.Г. Костанова. Формирование литературных жанров прозы, поэзии и драматургии.

Теория литературы: литературные роды (эпос, лирика, драма).

65.6.4.2. Творчество Т.М. Керашева.

Жизненный и творческий путь писателя. Просветительская и общественная деятельность. Публицистика Т.М. Керашева. Формирование жанров прозы в творчестве писателя. Историческая тема в творчестве писателя, изображение переломных моментов в истории народа.

Повесть "Шапсыгъэ пшъашъ" ("Дочь шапсугов"). Национальный характер и народные традиции народа. Образ женщины и ее роль в судьбе народа.

Роман на историческую тему "Шыу закъу" ("Одинокий всадник"). Образ адыгского всадника, защитника и носителя нравственных качеств адыгского этикета "Адыгэ хабз". Слияние жанровых признаков исторического произведения с национальными традициями, сочетание реалистического и романтического в произведении. Поэтика романа.

Художественно-изобразительные средства: пейзаж, лирические, этнографические отступления, включение фольклорных сюжетов и мотивов.

Теория литературы: исторический роман, пейзаж, рассказ, новелла, повесть, автор-повествователь, герой-рассказчик.

65.6.4.3. Творчество А.Д. Хаткова.

Жизненный и творческий путь поэта. Лирика. Жанровое и тематическое многообразие творчества. Новаторство в стихосложении: сочетание аллитерации и профессионального стиха. Адаптация тонического стиха на адыгейский язык (стихотворение "Къаштэ пIапэ" ("Дай руку").

Лирическая поэма "ЦIыфыр щэрэI..." ("Живи человек..."). Лиризм поэмы, сопоставление старого и нового мира, прославление человеческой жизни и созидательного труда.

Лиро-эпическая поэма "Хэта кIодырэр, тыда тызэкIурэр" ("Свет в сакле"). История создания. Композиционные особенности произведения. Изображение переломного момента эпохи: старого и нового миров. Образ лирического героя.

Теория литературы: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа, лирическая поэма, лиро-эпическая поэма, лирический герой, аллитерация.

65.6.4.4. Творчество И.С. Цея.

Жизненный и творческий путь. Дореволюционная деятельность писателя. Жанровое многообразие творчества. Фольклорная основа произведений.

Вклад И.С. Цея в создание национального театра и драматургии. Драма "КъокIас" ("Кочас"). Историческая драма, основанная на фольклорном сюжете. Нравственный и социальный конфликт сюжета драмы. Поэтика драмы. Вымысел и достоверность в сюжете. Фольклорные мотивы и художественные особенности драмы.

Теория литературы: драма, ремарка, монолог, диалог.

65.6.4.5. Творчество Ш.И. Кубова.

Жизненный и творческий путь поэта. Лирика. Песни. Вклад в детскую литературу. Поэма "Шъхьэгуащ" ("Белая"). Сюжетная основа поэмы, композиционные особенности произведения. Морально-нравственная проблематика поэмы: конфликт добра со злом, душевной щедрости с жадностью, ответственности за деяния. Образы Сатаней, царя.

65.6.4.6. Творчество М.С. Паранука.

Жизненный и творческий путь поэта. Тематика и образная система поэзии поэта. Сатира в творчестве. Антиклерикальные мотивы в поэме "НэкIмаз" ("Ураза"), Образы Исхака и Батоко Пшикуя. Композиционные особенности поэмы. Особенности языка и ритмики стиха.

Теория литературы: эпиграф, изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, сравнение).

65.6.4.7. Творчество Т.А. (Цуга) Теучежа.

Жизненный и творческий путь ашуга. Значение творчества Т.А. (Цуга) Теучежа в становлении и развитии письменной адыгской литературы. Поэтическое творчество ашуга - связующее звено между молодой литературой и устным творчеством. Отражение дум и чаяний народа в его поэзии. Противопоставление старого, дореволюционного мира с новым, раскрытие нелегкой жизни простых крестьян-хлебопашцев.

Поэмы "Мафэкъо Урысбый" ("Мафоко Урусбий") и "Пщы-оркъ зау" ("Восстание бжедугов") - первые исторические поэмы в адыгейской литературе. История создания исторических поэм. Влияние поэмы А.С. Пушкина "Полтава" на творчество ашуга.

Мафоко Урусбий - образ народного героя, сочетающего в себе черты народного героя: мужество, самоотверженность, гуманизм и верность. Композиционное построение поэмы. Лирические отступления и образность стиха поэмы.

Историзм поэмы "Восстание бжедугов". Идейно-политическая и социально-классовая основа сюжета. Художественные образы и их прототипы. Фольклорные мотивы в поэме. Образность языка в описании природы и портретной характеристики героев. Провозглашение идей равенства и свободы.

Теория литературы: аллитерация, лирическое отступление, эпилог, пейзаж, историческая поэма.

65.6.4.8. Творчество Х.Б. Андрухаева.

Жизненный и творческий путь поэта. Поэзия. Подвиг Х.Б. Андрухаева. Поэт-воин, ставший главным героем произведений адыгейской литературы: рассказ "Батыр" ("Богатырь"), очерк "Патриот унагъу" ("Семья патриотов"), повесть "Андрыхъое Хъусен" ("Хусен Андрухаев"), стихотворение "ЛIыхъужъ" ("Герой"), другие.

Патриотическая лирика поэта: "Кавказ" ("Кавказ"), "Щэхъурадж" ("Шэхурадж"), "КIэлакIэмэ яорэд" ("Песнь молодых"), "Дзэ плъыжьым тэ тэкIо" ("Мы идем в Красную Армию"), Образ молодого гражданина-патриота в поэзии Х.Б. Андрухаева.

65.6.5. Адыгейская литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия.

65.6.5.1. Влияние Великой Отечественной войны на адыгейскую литературу. Основные темы и проблемы в произведениях. Развитие "оперативных" малых форм жанров литературы и публицистики. Патриотическая и героическая тематика произведений: (стихотворения "А "зиусхьанхэр" яфэшъуашэу джы тхьакIэных" ("Этих "господ" мы угостим по заслугам") А.М. Гадагатля, "Ащыщ тичIыгу къитынэнэп" ("Никого из них мы не оставим на нашей земле"), "ТIуапсэ" ("Туапсе") А.К. Евтыха, очерк "Геройство", "Гвардейцэхэр" ("Гвардейцы") К.Х. Жане).

Тема победы и патриотизма нашего народа в годы войны в послевоенное десятилетие в произведениях писателей Т.М. Керашева, Ю.И. Тлюстена, М.Ш. Паранука, А.М. Гадагатля, К.Х. Жане.

Тема возвращения к мирной жизни и восстановления разрушенного народного хозяйства в послевоенные годы в творчестве Д.Г. Костанова "IошъхьитIу" ("Две высоты"), "Батыр" ("Богатырь"), "ЦIыфым ишIушIагъ" ("Труд славит человека"), в повестях А.К. Евтыха "IэнэтIэ дэгъу ("Превосходная должность"), "Тыгъэр ташъхьагъ" ("Солнце над нами").

65.6.5.2. Творчество Ю.И. Тлюстена.

Жизненный и творческий путь. Первые творческие шаги писателя. Рассказ "Аминет" ("Аминат"). Военные годы, борьба подпольщиков и партизан в тылу врага. Роман "Къушъхьэр къэнэфы" ("Немеркнущий свет").

Роман "Пшъашъэмэ янэфылъ" ("Девичьи зори"). Ломка старых устоев и торжество просвещения, противостояние старого и нового, добра и зла. Тема женщины и ее место в обществе. Авторское отношение к героям, способы его выражения. Драматизм в жизни, конфликт старых традиций и прогрессивных перемен. Художественные особенности романа.

65.6.5.3. Творчество А.К. Евтыха.

Жизненный и творческий путь писателя. Раннее поэтическое творчество: пейзажная и любовная лирика. Лиризм прозы А.К. Евтыха. Повести "Сшынахьыжъ" ("Мой старший брат"), "Зы бзылъфыгъэ итхыд" ("История одной женщины"). Полемичность нравственно-психологической прозы А.К. Евтыха (дилогия "Шуба из двенадцати овчин").

Поэма "Пшъэшъэ тхьэлапI" ("Место утопленницы"). Трагическое содержание поэмы. Конфликт добра со злом. Мотив горькой судьбы горянки и кровной мести. Художественные особенности поэмы.

Теория литературы: лирическая повесть.

65.6.5.4. Творчество А.М. Гадагатля.

Жизнь и творчество поэта, писателя, фольклориста-нартоведа, составителя семитомного издания "Нарты". Мотивы нартского эпоса в произведении А.М. Гадагатля "Лащын" ("Лящин").

Жанровое и тематическое многообразие, лиризм поэзии А.М. Гадагатля (сборники "Гум иорэдхэр" ("Песня сердца"), "Сичыл" ("Мой аул"), "Гъогухэр" ("Дороги").

Фольклорные мотивы в детской поэзии А.М. Гадагатля ("Аргъойхэр" ("Комары"), "Къамзэгур" ("Муравей"), "ЦыгъуитIу" ("Мыши"), "Атэкьэжъ-шъхьащытхъужь" ("Петух-хвастун").

Повесть в стихах "Адыгэм ыпхъу" ("Дочь адыга"): жанровые особенности, фольклоризм сюжета и стиха. Мотив горькой судьбы женщины на чужбине. Морально-нравственная проблематика произведения. Сюжетно-композиционные особенности.

Теория литературы: повесть в стихах, поэма.

65.6.6. Адыгейская литература 1960 - 1980 годов.

65.6.6.1. Культурно-исторические перемены в обществе (60-е годы), начиная со времени "первой оттепели" - новый этап адыгейской литературы. Усиление "социально-критического направления" в осмыслении как прошлой, так и современной реальности. Переоценка концепции личности и новых форм художественно-эстетического отражения реальности. Углубление проблемности, эволюции жанровых форм, фабулы, композиционного строя произведений, характера психологического анализа и других творческих приемов.

Раскрепощение художественного сознания писателей, освобождение их от узких, регламентированных норм. Расширение тематического диапазона прозы и поэзии: нравственно-психологическая новелла "Аужрэ шхончогъур" ("Последний выстрел") Т.М. Керашева, исторический роман, ориентированный на углубленное изображение судьбы одного героя, "Мыжъоф кухь" ("Воз белого камня") А.К. Евтыха, широкое историко-революционное повествование с элементами романа-эпопеи "Шэуджэн Мое" ("Мое Шовгенов") Д.Г. Костанова.

Расширение проблемно-тематического и жанрово-диапазонов исторической и историко-революционной прозы, усиление в ней аналитического начала (роман-эпопея "Бзыикъо зау" ("Раскаты далекого грома") И.Ш. Машбаша, рассказ-притча "Сказание" Т.М. Керашева, социально-психологический роман "Тропы из ночи" И.Ш. Машбаша и другие).

Жанровые и структурно-стилевые искания исторической прозы (новеллы и повести Т.М. Керашева).

1970 - 1990 годы - различные модификации современного исторического многопланового романа И.Ш. Машбаша "Бзыикъо зау" ("Раскаты далекого грома"), "Мыжъошъхьал" ("Жернова"), "ГъэритIу" ("Два пленника"), "Хъан-Джэрый" ("Хан-Гирей"), "Рэдэд" ("Из тьмы веков").

Военно-художественная проза: развитие рассказа и повести, сочетание философско-нравственных проблем с военной темой (лиризм прозы А.К. Евтыха "Сшынахьыжъ" ("Мой старший брат"), Х.А. Ашинова "Августым иаужрэ тхьамаф" ("Последняя неделя августа"), П.К. Кошубаева "Мэфибл уай" ("Семь дождливых дней").

Отказ от декларативной и публицистической многословности в поэзии. Сочетание гражданской лирики с философской, думающей и "не кричащей": поэзия И.Ш. Машбаша "О тебе пою", "Мы защитники мирной страны", Х.Я. Беретаря "Революцием имузей дэжь" ("Музей революции"), "ШIу сэлъэгъу" ("Люблю"), "Нэфылъ" ("Рассвет"), К.Х. Кумпилова "Сиорэд" ("Моя песня"), "Гугъэ" ("Надежда"), "ЧIыгум ышIагъэп" ("Земля не знала"), Н.Ю. Куека "ЧIыгур сыгу къыщекIокIы" ("Земной шар в сердце моем"), Р.М. Нехая "Мафэр нэфылъэм къыщежьэ" ("День начинается с рассвета"), "Тян" ("Мать"), "Хыбзыухэр" ("Чайки"), Н.Н. Багова "Хъярым пчъэр фыIосэхы" ("Радости дверь открываю"), "Чъыг уIагъ" ("Раненное дерево").

Тема села, получившая в адыгейской литературе философско-этическое звучание с новыми жанрово-композиционными и стилевыми формами. Романы Т.М. Керашева "Типшъашъэхэр" ("Состязание с мечтой"), "Куко" ("Куко"), Д.Г. Костанова "Псыхъохэр зэхэлъадэх" ("Слияние рек"), "ПсыгуIан" ("Белая кувшинка"), Ю.И. Тлюстена "Ожъубаныкъохэр" ("Ожбаноковы").

Развитие национального театра. Драматургия 1960 - 1980 годов: комедия Е.А. Мамия "Псэлъыхъохэр" ("Женихи"), пьеса А.К. Евтыха "Ася", Т.М. Керашева "Ны Iушым ыпхъу" ("Умной матери дочь"). Военная тема в пьесах Г.К. Схаплока "Даут" ("Даут"), "УIэгъэжъхэр" ("Шрамы"), "Игъонэмысым икъашъу" ("Танец смерти"), пьеса Ч.И. Муратова "Шъузабэхэр" ("Вдовы"). Историческая тема в пьесах Г.К. Схаплока "Шэуджэн Мос" ("Мос Шовгенов"), "Шарлотта-Айщэт" ("Шарлотта-Айшет").

Адыгское литературоведение и литературная критика. Роль в развитии национальной литературной критики альманаха "Зэкъошныгъ" ("Дружба") и газеты "Адыгэ макъ" ("Голос адыга").

65.6.6.2. Творчество К.Х. Жане.

Жизненный и творческий путь поэта и писателя. Лирика. Жанровое и тематическое многообразие творчества. К.Х. Жане - детский поэт. Сатира и юмор в прозе писателя.

Повесть "Хусен Андрухаев". Патриотизм и героический подвиг. Жанр документальной повести. Художественные особенности.

Теория литературы: документальная повесть.

65.6.6.3. Творчество Д.Г. Костанова.

Жизненный и творческий путь писателя. Литературно-критические работы. Военная, нравственно-философская проблематика прозы "IошъхьитIу" ("Две вершины"), "ЦIыфым ишIушIагъ" ("Добро человека").

Роман "Псыхъохэр зэхэлъадэх" ("Слияние рек"). Тема села и созидательного труда. Образы тружеников. Язык и художественные особенности романа.

Теория литературы: роман, конфликт, композиция.

65.6.6.4. Творчество С.М. Яхутля.

Жизненный и творческий путь поэта-песенника. Лирика. Тематика. Вклад поэта в музыкальную культуру адыгского народа. Тематика и художественные особенности песен "Си Хьабидэт" ("Моя Габидет"), "Адыгееу сикIас" ("Адыгея родная моя"), "Гупшыс" ("Раздумье"), "Саида".

Поэма "Комиссар". Идейно-тематическое содержание. Образы русского солдата и адыгской женщины-матери. Художественное своеобразие поэмы.

Поэма "Хъусен" ("Хусен"). Патриотическая и героическая тема. Историзм. Сюжетно-композиционное построение поэмы.