Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

22.5. Пояснительная записка

22.5. Пояснительная записка.

22.5.1. Программа по родному языку (русскому) на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в российском образовании и активные методики обучения.

22.5.2. Программа по родному языку (русскому) позволит учителю:

реализовать в процессе преподавания родного языка (русского) современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС СОО;

определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета "Родной язык (русский)" на уровне среднего общего образования по годам обучения в соответствии с ФГОС СОО;

разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса, используя предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.

22.5.3. Личностные и метапредметные результаты представлены с учетом особенностей преподавания курса родного русского языка на уровне среднего общего образования.

22.5.4. Программа по родному языку (русскому) разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы по родному языку (русскому) ориентировано на сопровождение и поддержку курса русского языка, обязательного для изучения во всех образовательных организациях Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения федеральной образовательной программы среднего общего образования по родному языку (русскому), заданных ФГОС СОО для базового уровня.

22.5.5. В то же время программа по родному языку (русскому) в рамках предметной области "Родной язык и родная литература" имеет определенные особенности. Родной язык (русский) дополняет содержание курса "Русский язык" в аспектах, связанных с отражением в русском языке культуры, истории русского народа и других народов России, с совершенствованием культуры речи и текстовой деятельности обучающихся. Предметные результаты освоения учебного предмета "Родной язык (русский)" отличаются от предметных результатов по другим родным языкам народов Российской Федерации в силу того, что в курсе русского родного языка не рассматриваются вопросы системного устройства языка и письменного оформления речи.

22.5.6. Изучение предмета "Родной язык (русский)" играет важную роль в реализации основных целевых установок среднего общего образования: в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся, формировании способности к организации своей деятельности.

22.5.7. В "Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" отмечается, что "общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам России. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру".

Государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, этнокультурного развития русского народа и других народов Российской Федерации, их творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом российского общества, - один из важнейших принципов национальной политики Российской Федерации.

22.5.8. В этом контексте возрастает значимость выполнения русским языком не только функций государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов нашей страны, но и его функции как языка национального, являющегося основой сохранения русской и общероссийской культуры.

22.5.9. Системообразующей доминантной содержания курса родного языка (русского) на уровне среднего общего образования, как и на предыдущих уровнях образования, является идея изучения родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. В соответствии с этим содержание учебного предмета "Родной язык (русский)" имеет следующие особенности:

внимание не к внутреннему системному устройству языка, а к факторам социолингвистического и культурологического характера - многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом;

направленность на формирование представлений о русском языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности в русском языке (включая его лексику, формы существования, стилистическую систему, а также нормы русского литературного словоупотребления);

ориентированность во всех содержательных блоках учебного предмета прежде всего на анализ отражения в фактах языка русской языковой картины мира и концептосферы русского народа, особенностей русского менталитета и морально-нравственных ценностей.

22.5.10. Содержание программы родного языка (русского) опирается на содержание программы русского языка, представленного в предметной области "Русский язык и литература", сопровождает и поддерживает его.

22.5.11. Основные содержательные линии программы по родному языку (русскому) (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка, но не дублируют их.

22.5.12. Первая содержательная линия "Язык и культура" представлена в программе по родному языку (русскому) темами, связанными с особенностями русской языковой картины мира и отражения в ней менталитета русского народа, основными типами национально-специфической лексики русского языка, активными процессами и новыми тенденциями в развитии русского языка новейшего периода, особенностями и разновидностями письменной речи начала XXI в. в современной цифровой (виртуальной) коммуникации, словарями русского языка как своеобразными источниками сведений об истории и традиционной культуре народа.

22.5.13. Вторая содержательная линия "Культура речи", раскрывающая проблемы современной речевой культуры, нацелена на формирование у обучающихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, развитие способности обучающихся ориентироваться в современной речевой среде с учетом требований экологии языка и повышение их речевой культуры, на формирование представлений о культуре речи как компоненте национальной культуры, о вариантах языковой нормы.

22.5.14. Третья содержательная линия "Речь. Речевая деятельность. Текст" нацелена на формирование осознанного отношения к тексту как средству передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа, культурной связи поколений. В разделе предусмотрено освоение приемов работы с традиционными линейными текстами, ознакомление с приемами оптимизации процессов чтения и понимания гипертекстов, с современными информационно-справочными ресурсами, электронными базами, пространством блогосферы.

22.5.15. Целями изучения родного языка (русского) по программам среднего общего образования являются:

формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности, гражданского самосознания, патриотизма, чувства сопричастности к судьбе Отечества, ответственности за его настоящее и будущее, представления о традиционных российских духовно-нравственных ценностях как основе российского общества, воспитание культуры межнационального общения;

воспитание познавательного интереса и любви к родному русскому языку, отношения к нему как к духовной, нравственной и культурной ценности, а через него - к родной культуре, ответственности за языковую культуру как национальное достояние;

воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;

овладение культурой межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

расширение представлений о родном языке как базе общезначимых интеллектуальных и морально-нравственных ценностей и поведенческих стереотипов, знаний о родном русском языке как форме выражения национальной культуры и национального мировосприятия, истории говорящего на нем народа, об актуальных процессах и новых тенденциях в развитии русского языка новейшего периода, о русском литературном языке как высшей форме национального языка, о вариативности нормы, типах речевой культуры, стилистической норме русского языка, о тексте как средстве хранения и передачи культурных ценностей и истории народа;

совершенствование устной и письменной речевой культуры, формирование гибких навыков использования языка в разных сферах и ситуациях общения на основе представлений о русском языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности в русском языке (включая его лексику, формы существования, стилистическую систему, а также нормы русского литературного словоупотребления), обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;

совершенствование умений функциональной грамотности: текстовой деятельности, умений осуществлять информационный поиск, дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста, овладение стратегиями, обеспечивающими оптимизацию чтения и понимания текстов различных форматов (гипертекст, графика, инфографика и другие), умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности.

22.5.16. В соответствии с ФГОС СОО родной язык (русский) входит в предметную область "Родной язык и родная литература" и является обязательным для изучения.

22.5.17. Содержание учебного предмета "Родной язык (русский)", представленное в программе по родному языку (русскому), соответствует ФГОС СОО, федеральной образовательной программе среднего общего образования.

22.5.18. Общее число часов, рекомендованных для изучения предмета "Родной язык (русский)" представлено для двух вариантов учебного плана на - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа в неделю), и на - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 (1 час в неделю).

22.5.19. Родной язык (русский) не ущемляет права обучающихся, изучающих иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведенное на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углубленного изучения основного курса "Русский язык".