Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

86.5. Пояснительная записка

86.5. Пояснительная записка.

86.5.1. Программа по родной (удмуртской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

86.5.2. Предмет "Родная (удмуртская) литература" на уровне среднего общего образования направлен на формирование у обучающихся устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания вербальной культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним, приобщение к литературному наследию своего народа и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры, формирование чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений.

Изучение обучающимися на уровне среднего общего образования истории развития удмуртской литературы и ее выдающихся произведений направлено на формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, обеспечение многоаспектного диалога, дальнейшего духовного и нравственного развития обучающихся. Литературное образование также способствует обеспечению культурной самоидентификации обучающихся, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений вербальной культуры своего народа, российской и мировой литератур. Изучение родной литературы на широком общекультурном фоне многонациональной России формирует у обучающихся историзм мышления и способствует практической реализации принципа диалога культур.

86.5.3. Содержание учебного предмета "Родная (удмуртская) литература" для уровня среднего общего образования выстроено с учетом историко-хронологического изучения основных этапов становления и развития вербальной культуры удмуртского народа. С целью формирования историзма восприятия родной литературы в содержание программы включены следующие компоненты: основные характеристики историко-литературных периодов, творческой биографии ведущих писателей и художественного мира их произведений, методов и направлений литературного творчества.

86.5.4. В содержании программы по родной (удмуртской) литературе выделяются следующие содержательные линии, отражающие историко-литературные периоды: от фольклора - к литературе, истоки удмуртской литературы (конец XVIII века - 1917 год), удмуртская литература в 1917 - 1950-е годы, удмуртская литература в 1950 - 1980-е годы, современный период развития удмуртской литературы (1980 - 2000-е годы).

86.5.5. Изучение родной (удмуртской) литературы направлено на достижение следующих целей:

формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов, осознание ценностного отношения к удмуртской литературе как неотъемлемой части культуры;

совершенствование читательской грамотности, способствующей формированию чувства причастности к культурным традициям своего народа, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам;

завершение формирования, соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.

86.5.6. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (удмуртской) литературы 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).