6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов

6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Кратность мероприятия, ед.

Форма реализации мероприятия

Социально-психологическая диагностика

Первичная социально-психологическая диагностика

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя);

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности, оценки суицидального риска с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических <5> методик) и личностных тестов;

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций, интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер, а также нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики;

- исследование локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) нейропсихологическими методиками (при необходимости);

- исследование локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) методами аппаратно-программной диагностики (при необходимости);

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида;

- формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать, в том числе:

Индивидуальная

-

оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

-

оценку родительской компетенции по вопросам социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

-

разработку индивидуального плана социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с указанием объема конкретных мероприятий, их количества и др.

Итого

1

Повторная (контрольная) социально-психологическая диагностика

- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя);

- проведение психологического обследования для оценки уровня развития ВПФ, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и др. ребенка-инвалида (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения"), а именно:

Индивидуальная

-

исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности, оценки суицидального риска с помощью пато- и нейропсихологических, а также личностных методик (опросники, тесты) с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования;

-

исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций, интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер, а также нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики;

-

исследование локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) нейродиагностическими методами (при необходимости);

-

исследование локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) методами аппаратно-программной диагностики (при необходимости);

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида;

- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать:

-

оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

-

оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

-

оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей);

-

рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается);

-

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-психологической реабилитации и абилитации

Итого

1

Итого по мероприятию

2

Информирование

Информирование ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-психологической реабилитации и абилитации;

- о специфике раскрытия ВИЧ-статуса ребенку в зависимости от возраста и личностных особенностей ребенка (при необходимости);

- об особенностях психоэмоционального функционирования ребенка-инвалида, обусловленных заболеванием;

- об организациях, реализующих мероприятия по социально-психологической реабилитации;

а также о различных аспектах социально-психологической реабилитации и абилитации, в том числе по запросу родителя/законного представителя/уполномоченного представителя

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Психологическое консультирование

Индивидуально-личностное психологическое консультирование

Консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая:

- формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности; формирование гармоничного типа отношения к болезни с целью психологической адаптации к заболеванию);

- коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, уровня самооценки, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и др.:

- работу с актуальными переживаниями, сопровождающими социально значимое инфекционное заболевание (тревога, страх, агрессия, сниженный фон настроения и др.);

- работу с глубинными переживаниями, сопровождающими социально значимое инфекционное заболевание (обида, чувство вины, стыд, изоляция (самостигматизация) и т.д.);

- работу с деструктивными психологическими защитами;

- расширение диапазона совпадающего со стрессом поведения (адаптивные копинг-стратегии), а также поиск внешних и внутренних ресурсов для повышения функциональности;

- профилактику суицидального поведения;

- профилактику социальной изоляции и дезадаптации и др.

Индивидуальная

Итого

2

Диапазонный показатель

1 - 3

Семейное консультирование

Консультирование, целью которого является решение проблем детско-родительских отношений (минимизация эмоциональной и социальной изоляции; установление адекватной коммуникации; уменьшение родительской гиперопеки; профилактика кризисных ситуаций в семье и т.д.) и др.

Итого

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Итого по мероприятию

3

Диапазонный показатель

2 - 4

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

- коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами;

- коррекция психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами;

- коррекция и развитие когнитивных функций посредством пато- и нейрокоррекционных методов;

- коррекция и развитие когнитивных функций с использованием аппаратно-программных методов;

- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами;

- коррекция локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) посредством пато- и нейрокоррекционных методов (при необходимости);

- коррекция локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) с использованием аппаратно-программных методов (при необходимости) и др.

Индивидуальная

Итого по мероприятию

10

Диапазонный показатель

7 - 17

Психологические тренинги

- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума;

- развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.);

- гармонизация детско-родительских отношений;

- обучение техникам саморегуляции, релаксации и др.

Групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Социально-психологическое просвещение

Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида посредством повышения психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и др., в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций и др., включает, в соответствии с возрастом ребенка:

- саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни;

- информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и др.);

- просвещение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя о важности поддержания собственного психологического благополучия и качества жизни (чувство ценности собственной жизни, важность удовлетворения собственных потребностей, решение собственных психоэмоциональных проблем в противовес фокусировки активности только на заботе о ребенке с инвалидностью и др.);

- об особенностях детского возраста и методах гармонизации детско-родительских отношений для самостоятельного использования в домашних условиях, в том числе с рекомендацией списка соответствующей литературы и др.

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ

18

ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

14 - 22

--------------------------------

<5> Нейропсихологические методики могут использоваться в работе только медицинскими психологами.