6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов

6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Кратность мероприятия, ед.

Форма реализации мероприятия

Социально-психологическая диагностика

Первичная социально-психологическая диагностика

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.));

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических <4> методик) и личностных тестов; в случае отсутствия устной речи и в зависимости от возможностей остаточного зрения у ребенка-инвалида используются невербальные формы диагностического материала с опорой на бисенсорное восприятие, а также с привлечением тифлотехнических (прибор "Ориентир" и др.), оптических средств (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.), а также с использованием адаптированных (отрицательная контрастность (60 - 100%), увеличенных размеров изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) или использование вербальных форм диагностического материала с учетом возможностей остаточного слуха;

- исследование общей и мелкой моторики нейропсихологическими методиками;

- исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у ребенка-инвалида при помощи пато- и нейропсихологических методик;

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида;

- формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать, в том числе:

Индивидуальная

-

оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

-

оценку родительской компетенции по вопросам социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

-

разработку индивидуального плана социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в полустационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах тифлосурдоперевода, необходимости использования вспомогательных оптических и акустических устройств и др.

Итого

1

Повторная (контрольная) социально-психологическая диагностика

- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя), в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-психологической реабилитации;

- проведение психологического обследования для оценки уровня развития ВПФ, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и др. ребенка-инвалида (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь"), включая:

Индивидуальная

-

исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью пато- и нейропсихологических методик, а также личностных методик (опросники, тесты) с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования; в случае отсутствия у ребенка-инвалида устной речи и в зависимости от возможностей остаточного зрения используются невербальные формы диагностического материала с опорой на бисенсорное восприятие, а также с привлечением тифлотехнических (прибор "Ориентир" и др.) и оптических средств (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.), а также с использованием адаптированных (отрицательная контрастность (60 - 100%), увеличенных размеров изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) или использование вербальных форм диагностического материала с учетом возможностей остаточного слуха;

-

исследование общей и мелкой моторики нейропсихологическими методиками;

-

исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у ребенка-инвалида с помощью пато- и нейропсихологических методик;

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида;

- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать:

-

оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

-

оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

-

оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей);

-

рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается);

-

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-психологической реабилитации и абилитации

Итого

1

Итого по мероприятию

2

Информирование

Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:

- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-психологической реабилитации и абилитации;

- об организациях, реализующих мероприятия и по социально-психологической реабилитации и др.

- о различных аспектах социально-психологической реабилитации и абилитации, в том числе по запросу родителя/законного представителя/уполномоченного представителя и др.

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Психологическое консультирование

Индивидуально-личностное психологическое консультирование

Консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая:

- формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности);

- коррекцию нарушений личностной сферы, обусловленных сенсорной депривацией (зрительной и/или слуховой);

- коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, уровня самооценки, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и др.

Индивидуальная

Итого

3

Диапазонный показатель

1 - 5

Семейное консультирование

Консультирование, целью которого является решение проблем детско-родительских отношений и др.

Итого

2

Диапазонный показатель

1 - 3

Итого по мероприятию

5

Диапазонный показатель

3 - 7

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

- коррекция и развитие когнитивных функций, в том числе восприятия собственного тела в пространстве, пространственных представлений, зрительно-вербальных функций, образного мышления посредством пато- и нейрокоррекционных методов с опорой на сохранные анализаторы и возможности остаточного слуха/зрения;

- коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами;

- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами и др.

Индивидуальная

Итого по мероприятию

9

Диапазонный показатель

6 - 12

Психологические тренинги

- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума;

- обучение навыкам безопасного межличностного взаимодействия с учетом соблюдения личных (физических) границ;

- развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.);

- гармонизация детско-родительских отношений;

- обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя методам и приемам восстановления (формирования) когнитивных функций у ребенка-инвалида в домашних условиях;

- обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя психологическим приемам формирования у ребенка-инвалида реабилитационной приверженности, адекватной внутренней картины болезни и инвалидности и др.

Групповая

Итого по мероприятию

2

Диапазонный показатель

1 - 3

Социально-психологическое просвещение

Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя посредством повышения психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и др., в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций и др., включает, в соответствии с возрастом ребенка:

- саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни;

- информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и др.);

- просвещение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя о важности поддержания собственного психологического благополучия и качества жизни (чувство ценности собственной жизни, важность удовлетворения собственных потребностей, решение собственных психоэмоциональных проблем в противовес фокусировки активности только на заботе о ребенке с инвалидностью и др.);

- об особенностях детского возраста и методах гармонизации детско-родительских отношений для самостоятельного использования в домашних условиях, в том числе с рекомендацией списка соответствующей литературы и др.

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ

20

ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

14 - 29

--------------------------------

<4> Нейропсихологические методики могут использоваться в работе только медицинскими психологами.