IV. Полномочия штаба

14. При возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения (режима с высокими рисками нарушения электроснабжения) штаб принимает решения о применении следующих мер, направленных на предотвращение нарушения электроснабжения:

а) согласование решения субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике об увеличении суммарной величины аварийных ограничений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по сравнению с величинами, предусмотренными Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", с целью включения ее в задание соответствующего диспетчерского центра на разработку графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности);

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 13.08.2018 N 937)

(см. текст в предыдущей редакции)

а(1)) согласование решений субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сетевых организаций о необходимости внесения изменений в утвержденные графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в случае и порядке, которые установлены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии";

(пп. "а(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 N 937)

б) изменение режима работы объектов, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и соответствующая корректировка графика работы тепловой сети с учетом приоритета безопасности функционирования объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии;

в) ограничение световой рекламы, уличного освещения, а также ограничение в соответствии с законодательством Российской Федерации режима потребления электрической энергии организациями и предприятиями;

г) формирование и направление оперативных выездных аварийных бригад;

д) определение перечня объектов электроэнергетики и иных объектов, на которых должно быть обеспечено круглосуточное дежурство персонала;

е) согласование решений, принятых субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в случаях, предусмотренных Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике";

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.08.2018 N 937, от 07.06.2023 N 940)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) принятие иных организационных и координационных мер, направленных на обеспечение эффективного выполнения решений по управлению режимами Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, принятых субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.06.2023 N 940)

(см. текст в предыдущей редакции)

14(1). Анализ информации, проводимый в целях прогнозирования развития ситуации при возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения территориальными сетевыми организациями (далее - анализ информации), представляет собой деятельность штаба по сбору, обработке и оценке информации о выполнении такими территориальными сетевыми организациями условий обеспечения безопасности снабжения электрической энергией.

Анализ обеспечения безопасности электроснабжения осуществляется непрерывно в течение всего года.

Данные, получаемые штабами в рамках осуществления анализа информации и используемые Министерством энергетики Российской Федерации для расчета индекса надежного функционирования объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения ниже 110 кВ, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 543 "О порядке оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики" (далее - индекс надежного функционирования), направляются штабами в Министерство энергетики Российской Федерации в порядке и объемах, установленных указанным Министерством.

Результаты анализа информации в течение отопительного сезона размещаются на официальном сайте Министерства энергетики Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Ежегодно, не позднее 5 ноября текущего года, штаб осуществляет прогнозирование развития в предстоящий отопительный сезон ситуации при возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения, в рамках которого указываются результаты оценки на предмет отсутствия технических и (или) организационных возможностей предотвращения нарушения электроснабжения и (или) ликвидации его последствий. Указанные в настоящем абзаце действия осуществляются на основании результатов анализа информации с учетом индекса надежного функционирования и оформляются протоколом заседания штаба при рассмотрении вопросов подготовки субъектов электроэнергетики и объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в отопительный сезон.

Порядок проведения анализа информации и оценки территориальных сетевых организаций, не готовых к предотвращению нарушения электроснабжения, а также порядок доведения результатов анализа информации и результатов оценки на предмет отсутствия технических и (или) организационных возможностей предотвращения нарушения электроснабжения и (или) ликвидации его последствий до Министерства энергетики Российской Федерации устанавливаются штабами по согласованию с Федеральным штабом по обеспечению безопасности электроснабжения и размещаются в открытом доступе на официальных сайтах штабов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(п. 14(1) введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2022 N 807)

14(2). Введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в связи с приостановлением функционирования объекта (объектов) электроэнергетики в рамках принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ограничение режима потребления электрической энергии при чрезвычайной ситуации) осуществляется на основании решения штаба в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".

Решение штаба о введении ограничения режима потребления электрической энергии при чрезвычайной ситуации должно содержать:

перечень объектов электроэнергетики, изменение эксплуатационного состояния которых в рамках принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации приведет к полному и (или) частичному ограничению режима потребления электрической энергии (далее - перечень), с указанием диспетчерских наименований таких объектов электроэнергетики и лиц, являющихся их собственниками или иными законными владельцами;

обоснование необходимости изменения эксплуатационного состояния объектов электроэнергетики, включенных в перечень;

требуемые объем ограничения режима потребления электрической энергии при чрезвычайной ситуации (МВт), время и места введения ограничения режима потребления электрической энергии при чрезвычайной ситуации;

предполагаемую продолжительность действия ограничения режима потребления электрической энергии при чрезвычайной ситуации;

сроки и способ направления уведомления о вводимом ограничении режима потребления электрической энергии при чрезвычайной ситуации, а также о причинах и предполагаемой продолжительности его действия соответствующим потребителям электрической энергии, смежным сетевым организациям и гарантирующим поставщикам (энергосбытовым, энергоснабжающим организациям).

Информация о решении, принятом штабом в соответствии с абзацами первым - седьмым настоящего пункта, не позднее 3 часов с момента принятия такого решения направляется в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня, а также доводится до сведения лиц, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики, включенных в перечень, и субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (в случае если включенные в перечень объекты электроэнергетики находятся в диспетчерском управлении или диспетчерском ведении субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике).

Возобновление подачи электрической энергии потребителям, в отношении которых на основании решения штаба введено ограничение режима потребления электрической энергии при чрезвычайной ситуации, осуществляется на основании решения штаба об отмене ограничения режима потребления электрической энергии при чрезвычайной ситуации, которое доводится до сведения лиц, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики, включенных в перечень, и субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (в случае, указанном в абзаце восьмом настоящего пункта) не позднее 2 часов с момента принятия такого решения.

(п. 14(2) введен Постановлением Правительства РФ от 27.05.2023 N 825)

15. При получении на согласование решения субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике штаб не позднее 3 часов с момента его получения рассматривает его и выбирает необходимый вариант мер, предложенных субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. При этом штаб руководствуется принципом выбора мер, исполнение которых влечет наименьшую угрозу возникновения неблагоприятных последствий.

(п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.06.2023 N 940)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В целях принятия решений в соответствии с пунктами 14 и 14(2) настоящих Правил штаб вправе запрашивать у субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии необходимую информацию, которая подлежит представлению в штаб в течение 2 часов с момента получения запроса или в иные предусмотренные запросом сроки.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2023 N 825)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Штаб направляет органам государственной власти или организациям, в компетенции которых находится принятие соответствующих решений, предложения, касающиеся:

а) запрета проведения строительных работ вблизи энергетических и других коммуникаций (воздушных и кабельных линий электропередачи, газо- и водопроводов), в зоне расположения объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии, внезапное нарушение электроснабжения которых влечет возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также угрозы негативного воздействия на окружающую среду;

б) использования неснижаемого нормативного запаса топлива на электростанциях и котельных;

в) выпуска из государственного резерва в порядке временного заимствования или разбронирования необходимых объемов топлива для электростанций;

г) введения в действие графиков перевода потребителей газа на резервные виды топлива, а также графиков ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии или при похолодании (до исчезновения обстоятельств, послуживших причиной возникновения или угрозы возникновения нарушения электроснабжения);

д) изменения режимов работы предприятий и организаций, переноса выходного дня (выходных дней) и корректировки графиков работы городского, пригородного и междугородного транспорта, изменения графика рабочего времени при недостаточности мер по ограничению режима потребления электрической энергии;

е) привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации к предотвращению нарушения электроснабжения и (или) ликвидации его последствий сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов электроэнергетики в пределах их компетенции.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.05.2023 N 825, от 07.06.2023 N 940)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. При принятии решений штаб исходит из необходимости обеспечения безопасности работы объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.

19. Принятые и (или) согласованные штабом решения являются обязательными и подлежат исполнению органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, уполномоченные представители которых входят в состав штаба, а также субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии при условии, что исполнение указанных решений направлено на предотвращение нарушения электроснабжения и (или) ликвидацию его последствий.

20. Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны незамедлительно уведомить руководителя штаба (лицо, его замещающее) об обстоятельствах, препятствующих исполнению решения штаба, если такое решение создает угрозу жизни и здоровью людей, угрозу повреждения оборудования или техническая возможность исполнения этого решения отсутствует.

21. Штаб обеспечивает через средства массовой информации и другие каналы связи, в том числе с использованием инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, информирование субъектов электроэнергетики, населения и иных потребителей электрической энергии о возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения, о возможном введении ограничения режима потребления электрической энергии и иных решениях, принимаемых штабом.