Порядок определения и обоснования НМЦД, включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате Заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора

Порядок определения и обоснования НМЦД, включая порядок

определения формулы цены, устанавливающей правила расчета

сумм, подлежащих уплате Заказчиком поставщику (исполнителю,

подрядчику) в ходе исполнения договора определения

и обоснования цены единицы товара, работы, услуги,

определения максимального значения цены договора

38. При осуществлении закупок НМЦД подлежит расчету и обоснованию с учетом требований пунктов 39 - 72 настоящего Положения о закупке.

В случае если Заказчик в извещении о закупке и документации о закупке вместо НМЦД устанавливает порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате Заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены) и (или) максимальное значение цены договора, требования пунктов 39 - 72 настоящего Положения о закупке применяются в отношении цены единицы каждого из товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки.

Определение НМЦД производится при формировании плана закупки, ПЗИП, подготовке извещения об осуществлении закупки, документации о закупке. Результат определения НМЦД отражается в указанных документах.

При осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включенных в государственный оборонный заказ, определение НМЦД осуществляется с учетом особенностей определения НМЦД, предусмотренных в соответствии с Законом N 275-ФЗ.

Обоснование НМЦД заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.

39. Расчет и обоснование НМЦД осуществляются Заказчиком до размещения в ЕИС соответствующего извещения о закупке, а определение НМЦД в случае закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) - до заключения соответствующего договора. Расчет НМЦД является неотъемлемой частью документации о закупке (извещения о закупке в случае отсутствия документации о закупке).

40. НМЦД определяется следующими методами:

метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

тарифный метод;

проектно-сметный метод;

затратный метод;

иные способы, не противоречащие Законодательству.

Если закупаемые товары, работы, услуги состоят из нескольких составных частей, для каждой из частей может применяться соответствующий метод с формированием сводного расчета НМЦД путем суммирования полученных величин НМЦД по каждой из составных частей.

41. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦД на основании информации о рыночных ценах (далее - ценовая информация) идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦД.

42. Идентичными признаются:

товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться;

работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Однородными признаются:

товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения;

работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

43. В целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦД рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:

1) направить запросы о предоставлении ценовых предложений поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на официальных сайтах в сети "Интернет").

Если таких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) было более пяти, то запрос рекомендуется направлять не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), исполнявшим договоры в течение последних трех лет, предшествующих определению НМЦД;

2) разместить запрос о предоставлении ценовых предложений в ЕИС;

3) осуществить поиск ценовой информации в ранее заключенных договорах. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в договорах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими договорами, в течение последних трех лет;

4) осуществить поиск общедоступной ценовой информации на официальных сайтах в сети "Интернет", в ЕИС, из счетов, прейскурантных, каталожных цен изготовителей (поставщиков), исполнителей, подрядчиков, публикуемых ими в печатном или электронном виде в собственных или сборных прейскурантах, каталогах, бюллетенях, специализированных журналах, официальных сайтах в сети "Интернет", а также в других печатных и интернет-изданиях. Указанная информация должна быть актуальна, то есть размещена не ранее шести месяцев до даты расчета и обоснования НМЦД.

При использовании информации, предусмотренной настоящим пунктом, использованные для расчета НМЦД коммерческие предложения, счета, прейскуранты, каталоги, бюллетени, специализированные журналы, страницы с официальных сайтов в сети "Интернет" должны включаться в качестве приложения к обоснованию НМЦД. Копии указанных документов, а также скриншоты (снимок с монитора - в случае размещения ценовой информации в сети "Интернет"), подтверждающие актуальность содержащейся в них ценовой информации, подлежат хранению Заказчиком не менее трех лет.

44. Запрос на предоставление ценовой информации, направляемый потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю), и (или) запрос о предоставлении ценовой информации, размещаемый в ЕИС (на официальном сайте или иных сайтах в сети "Интернет"), могут содержать:

подробное описание объекта закупки, включая указание единицы измерения, количества товара, объема работы или услуги;

перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

основные условия исполнения договора, заключаемого по результатам закупки, включая требования к порядку поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки проведения закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения договора, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества;

сроки предоставления ценовой информации;

информацию о том, что проведение данной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;

указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена договора на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемых цен, расчет таких цен в целях предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров, работ, услуг.

45. Все документы, содержащие ценовую информацию, полученные по запросам, должны быть зарегистрированы Заказчиком в установленном порядке.

46. Не рекомендуется использовать для расчета НМЦД ценовую информацию:

предоставленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

полученную из анонимных источников;

содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;

не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.

47. При осуществлении конкурентной закупки в качестве НМЦД рекомендуется принимать цену не выше среднего значения рыночной стоимости товаров (работ, услуг), рассчитанного с использованием достаточного количества источников информации о ценах.

48. Для расчета среднего значения рыночной стоимости товаров (работ, услуг) достаточное количество источников информации - три и более. Если в результате поиска источников информации не найдено их достаточное количество, допускается использование меньшего количества источников информации.

49. В случае если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) после сбора информации о ценах не менее чем из двух источников, договор заключается с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), предложившим наименьшую стоимость товаров, работ, услуг.

50. Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, полученные из источников ценовой информации, указанных в пункте 43 настоящего Положения о закупке, признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением корректировок таких условий.

51. При использовании в целях определения НМЦД полученной ценовой информации Заказчиком дополнительно может быть скорректирована цена товара, работы, услуги в зависимости от способа осуществления закупки, явившейся источником информации

о цене товара, работы, услуги. При этом рекомендуется использовать следующий порядок:

1) если закупка осуществлялась путем проведения конкурса - цену товара, работы, услуги при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на десять процентов;

2) если закупка осуществлялась путем проведения аукциона - цену товара, работы, услуги при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на тринадцать процентов;

3) если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок, запроса предложений - цену товара, работы, услуги при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на семнадцать процентов;

4) если закупка осуществлялась у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - цена товара, работы, услуги в соответствии с настоящим пунктом не корректируется.

52. Цены, используемые в расчетах НМЦД, рекомендуется приводить в соответствие с условиями планируемой закупки, в отношении которой определяется НМЦД, с помощью коэффициентов или индексов для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Перечень и значимость указанных коэффициентов, используемых при расчетах, рекомендуется определять, в том числе на основании результатов анализа исполненных ранее в интересах заказчика контрактов, и указывать в обосновании НМЦД.

С помощью указанных коэффициентов в том числе могут быть учтены следующие условия:

срок исполнения контракта;

количество товара, объем работ, услуг;

наличие и размер аванса по контракту;

место поставки;

срок и объем гарантии качества;

изменение базовой номенклатуры (комплектации, состава работ, услуг), обусловленное изменением удельного веса различных позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки;

дополнительная номенклатура (комплектация) - появление новых (или исключение предусмотренных ранее) позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки;

размер обеспечения исполнения контракта;

срок формирования ценовой информации (учитывается в порядке, предусмотренном пунктом 53 настоящего Положения о закупке);

изменение в налогообложении;

масштабность выполнения работ, оказания услуг;

изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции);

изменение таможенных пошлин.

53. Цены прошлых периодов, используемые в расчетах, могут быть приведены к текущему уровню цен путем применения коэффициента, рассчитанного в соответствии с формулой:

00000001.wmz,

где:

kпп - коэффициент для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;

tф - срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;

t - месяц проведения расчетов НМЦД;

ИПЦt - индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от tф до t включительно, установленный уполномоченным органом.

54. В целях определения НМЦД методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

55. В целях определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчете НМЦД в соответствии с настоящим разделом, рекомендуется определять коэффициент вариации. Коэффициент вариации цены определяется по следующей формуле:

00000002.wmz,

где:

V - коэффициент вариации;

00000003.wmz - среднее квадратичное отклонение;

цi - цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i;

<ц> - средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;

n - количество значений, используемых в расчете.

Коэффициент вариации может быть рассчитан с помощью стандартных функций табличных редакторов.

Совокупность значений, используемых в расчете, при определении НМЦД считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33%. Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах.

56. НМЦД методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле:

00000004.wmz,

где:

НМЦД - НМЦД, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

v - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

n - количество значений, используемых в расчете;

i - номер источника ценовой информации;

цi - цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, определяемых в соответствии с пунктом 52 настоящего Положения о закупке.

57. В случае использования в расчете цены товара, работы, услуги, полученной в ответ на запросы ценовой информации, корректировка условий не производится, за исключением случаев, когда используется ценовая информация, полученная ранее чем за шесть месяцев до периода определения НМЦД. В указанных случаях корректировка осуществляется с применением коэффициента kпп, рассчитываемого в порядке, предусмотренном пунктом 53 настоящего Положения о закупке.

58. Тарифный метод определения НМЦД применяется при наличии государственного регулирования цен (постановления, приказы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного регулирования цен в соответствующей сфере). При этом стоимость закупаемой продукции не должна превышать такие цены (тарифы).

При наличии государственного регулирования цен в виде установленного порядка (структуры, механизма) формирования цены расчет НМЦД выполняется в соответствии с указанным порядком (структурой, механизмом).

59. Тарифный метод подлежит применению, в том числе, но не ограничиваясь, при осуществлении закупок:

услуг электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водопотребления и водоотведения;

почтовых услуг;

услуг телефонной связи;

специальной и фельдъегерской связи.

При этом расчет НМЦД производится с учетом планируемых объемов закупаемых услуг и стоимости услуг (тарифов), установленных организациями-поставщиками.

60. НМЦД тарифным методом определяется по формуле:

00000005.wmz,

где:

НМЦДтариф - НМЦД, определяемая тарифным методом;

V - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

Цтариф - цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом, правовыми актами организаций - субъектов естественных монополий либо тарифами организаций-поставщиков.

61. Проектно-сметный метод определения НМЦД применяется при осуществлении закупки:

работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора);

работ по техническому перевооружению (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства);

работ по текущему ремонту зданий, строений, сооружений, помещений.

62. В случае закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, НМЦД определяется на основании проектной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Законодательством.

В случае наличия в составе проектной документации, получившей положительное заключение, сводного сметного расчета или наличия заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства в отношении такого расчета НМЦД определяется согласно данному сводному сметному расчету.

63. В случае закупки работ по текущему ремонту и капитальному ремонту объектов капитального строительства, за исключением случаев, установленных пунктом 62 настоящего Положения о закупке, расчет НМЦД может производиться на основании сметного расчета, выполненного в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

64. Если строительство, реконструкция или техническое перевооружение (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) объекта капитального строительства планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, то вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации проводится проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства в порядке, предусмотренном Законодательством.

65. Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных настоящим Положением о закупке, и (или) дополнительно для проверки обоснованности НМЦД.

66. Затратный метод заключается в определении НМЦД как суммы произведенных затрат и обычного для определенной сферы деятельности размера прибыли с учетом нормативов затрат и (или) прибыли, установленных Законодательством и (или) правовыми актами Заказчика. Величина расходов по каждой из статей затрат формируется с учетом необходимости применения комбинации методов определения НМЦД, предусмотренных настоящим Положением о закупке.

67. При определении произведенных затрат учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

68. Информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена Заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе Заказчика.

69. При расчете НМЦД на продукцию оборонного назначения для расчета НМЦД используется Законодательство и иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие порядок определения НМЦД в рамках государственного оборонного заказа.

70. В случае закупки продукции, предоставление которой (включая выполнение работ, оказание услуг) может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, иными юридическими лицами, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, цена договора устанавливается исходя из соответствующих цен органа исполнительной власти или подведомственных ему учреждений, предприятий.

71. В случае наличия индивидуальных, специальных для Заказчика скидок, понижающих коэффициентов, пониженных предельных цен (тарифов) при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) и определении НМЦД должны быть использованы такие специальные пониженные цены (тарифы).

72. Установленная в извещении о закупке и документации о закупке НМЦД не может быть превышена при заключении договора по итогам закупки. Предложение участником закупки в составе заявки цены договора, превышающей НМЦД, влечет отказ в допуске такого участника к участию в закупке.