3. Алгоритм реализации профилактической работы с иностранными студентами в образовательной организации высшего образования

3 Алгоритм реализации профилактической работы с иностранными студентами в образовательной организации высшего образования

Иностранные студенты - особая категория обучающихся в рамках образовательного процесса, поэтому в отношении них следует проводить особую профилактическую работу при использовании всех необходимых ресурсов по следующим направлениям:

1. Создание и обеспечение деятельности объединений, клубов и ассоциаций иностранных студентов.

Цель - ускоренная адаптация иностранных студентов к новой среде. Кроме того, иностранные студенты получат навыки развития студенческого самоуправления, проведения собственных мероприятий и взаимодействия с другими структурами образовательной организации.

В рамках таких институциональных структур можно использовать следующие форматы мероприятий с включением в них профилактической составляющей: мероприятия, приуроченные к определенным национальным праздникам; спортивные турниры и культурные фестивали; встречи с целью языковой практики; кинопоказы; деловые игры и т.д.

2. Запуск и обеспечение работы института наставничества.

Цель - оказание помощи иностранным студентам-первокурсникам со стороны старшекурсников (как российских студентов, так и иностранных, которые обучаются уже несколько лет в России). Иностранным студентам, поступившим в образовательную организацию, требуется адаптационная поддержка со стороны других студентов, предполагающая в том числе дружеское общение.

3. Проведение интеграционно-адаптационных мероприятий.

Цель - погружение первокурсников-иностранцев в социокультурную среду образовательной организации, региона и страны в целом.

В рамках таких встреч можно доводить до студентов нормы актуального российского законодательства, в том числе устанавливающего ответственность за участие и содействие террористической деятельности, за разжигание ненависти и розни, а также за участие в деятельности антиконституционного характера.

Такие мероприятия следует проводить в начале учебного года с приглашением интересных спикеров (представители общественных организаций, религиозных институтов, национальных общин) в интерактивных форматах - от деловых игр и кинопоказов до немого этюда (когда цель - донести мысли до собеседника без использования слов). При составлении сценария мероприятия организатору важно помнить, что простая демонстрация какого-либо видеоматериала без предварительной беседы и последующего обсуждения или простое перечисление норм законодательства - эффективной формой профилактики не является.

4. Проведение регулярных конкурсов, форумов и фестивалей.

Цель - раскрытие творческого и профессионального потенциала иностранных студентов. Такие мероприятия могут способствовать приобщению иностранных студентов к культуре народов Российской Федерации, гармонизации межнациональных отношений, профилактике ксенофобии и иных деструктивных явлений экстремистского и террористического характера, а также преодолению негативных стереотипов. Планирование таких мероприятий должно быть системным и заблаговременным.

5. Вовлечение иностранных студентов на протяжении всего обучения в волонтерские проекты. Формат полезен тем, что иностранный студент быстрее знакомится с принимающим обществом, заводит новые знакомства, а также получает возможность приобрести новые навыки и знания. Иностранных студентов можно привлекать и к работе киберволонтерских организаций, действующих на базе образовательных организаций, по следующим направлениям:

5.1. Создание и распространение позитивного контента для профилактики деструктивных явлений (ксенофобия, распространение наркотиков, суицидальный контент, вовлечение в ряды преступных организаций и т.д.) Иностранные студенты могут привлечь общественное внимание к собственным проблемам, получить навыки разработки медиаконтента, выступить коммуникационным мостом между российскими и иностранными студентами. Такой медиаконтент можно создавать как на русском, так и на национальных языках иностранных студентов.

5.2. Работа по созданию социальных проектов. Иностранные студенты могут выступить либо инициаторами, либо соучастниками проектов по различным направлениям - от укрепления межнациального и межрелигиозного согласия (например, проект по повышению уровня правовой грамотности других иностранных студентов через тренинги, деловые игры и олимпиады) до сохранения исторической памяти (например, проект по популяризации сведений о подвигах отдельных личностей-соотечественников, совершивших подвиги в годы Второй мировой войны в борьбе с фашизмом).

Однако все обозначенные форматы не могут быть полностью эффективными без использования ресурсов сети Интернет и, в частности, социальных сетей, что особенно было продемонстрировано в период пандемии коронавирусной инфекции. Тогда в наиболее уязвимом положении оказались среди прочих групп иностранные студенты. Одни из них оказались в условиях самоизоляции без возможности посещать свои страны во время каникул, другие же после поездки домой не смогли вернуться в Россию и вынуждены были продолжать обучение в онлайн-формате.

Тогда с целью помощи иностранным студентам руководство образовательных организаций высшего образования, студенческие объединения предпринимали различные меры, задействуя онлайн-ресурсы - от организации адресной помощи по доставке продуктов (сигналы о помощи собирались в том числе через соцсети) до организации досуговых интерактивных мероприятий.