2. Алгоритм выстраивания общей системы профилактической работы в образовательной организации высшего образования

2 Алгоритм выстраивания общей системы профилактической работы в образовательной организации высшего образования

Качественное проведение профилактики предусматривает выстраивание функционирующей системы, что предполагает работу по следующим направлениям:

1. Институционализация структуры профилактики в рамках образовательной организации.

На уровне руководства организации рекомендуется разработать положение о структуре управления деятельностью по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма, а также приказы о назначении лиц из числа сотрудников, ответственных за профилактику. Структура управления должна включать в себя стратегический уровень (функционал ректора и проректоров) и тактический уровень (функционал ответственных за реализацию профилактической работы сотрудников). Причем к реализации профилактической работы следует применять все необходимые институциональные ресурсы: органы студенческого самоуправления, киберволонтерские центры, медиацентры и т.д.

2. Обучение и повышение квалификации сотрудников, ответственных за реализацию профилактической работы.

Руководству образовательных организаций рекомендуется проводить повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, а также иных работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. Также на регулярной основе в целях совершенствования деятельности и обмена опытом по противодействию идеологии терроризма предлагается проведение конференций, форумов, семинаров и круглых столов.

Программы по переподготовке и повышению квалификации сотрудники могут проходить, например, в созданных на базе ряда образовательных организаций координационных центрах по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма, а также в НЦПТИ.

3. Разработка плана профилактических мероприятий на базе образовательной организации.

Подобный план необходимо разрабатывать на каждый учебный год. В плане по каждому мероприятию должна быть следующая информация: название, описание цели и ожидаемых результатов, сроки исполнения, ответственные за проведение мероприятия сотрудники. Помимо плана мероприятий следует разрабатывать отдельный медиаплан для системной работы по информационному сопровождению профилактических мероприятий;

4. Реализация профилактической работы в сети Интернет, а также регулярное информационное сопровождение мероприятий.

Для выполнения этой задачи руководству образовательной организации необходимо создать специальный раздел антитеррористической направленности, в котором будет сформирована отдельная новостная лента мероприятий, а также отдельный блок с позитивным профилактическим контентом; регулярно размещать информацию о мероприятиях и позитивный профилактический контент в сообществах и аккаунтах образовательной организации в социальных сетях с учетом особенностей каждой из платформ размещения; а также направлять пост-релизы о проведенных мероприятиях и созданный позитивный профилактический контент в региональные и федеральные СМИ для распространения информации о проделанной работе и популяризации эффективных практик работы.

5. Организация регулярного мониторинга среди студентов на предмет отношения к идеологии терроризма и к реализуемым на базе образовательной организации профилактическим мероприятия с целью формирования антитеррористического сознания.

Мониторинг можно проводить, например, через социологические опросы среди студентов, в первую очередь анонимные. Другой интересный метод - проведение фокус-групповых исследований.

Мониторинг позволяет выявлять актуальные угрозы, корректировать профилактическую работу и делать ее эффективнее. Если в образовательной организации высшего образования нет возможности проводить самостоятельно такие исследования, следует изучать опыт коллег, многие из которых публикуют результаты в виде научных статей. Изучение опыта коллег также полезно и при проведении собственных исследований.

Например, проведенное в 2019 - 2021 годах социологическое исследование среди студентов вузов всех федеральных округов позволило сделать следующий вывод о проводимой профилактической работе: лишь небольшой процент от общей совокупности молодых людей подвержен влиянию профилактических мероприятий, предположительно, это активисты, участвующие во многих вузовских мероприятиях. Подавляющее большинство о проведении подобных мероприятий не знает, что говорит о низком уровне информационной вовлеченности студенчества в жизнь собственного вуза. Показатели по охватам студентов профилактическими антитеррористическими материалами незначительно отличаются от показателей по мероприятиям в лучшую сторону, однако и эти результаты нельзя назвать удовлетворительными. [8].

Следует отметить, что профилактическая работа не является исключительно односторонней пропагандой одних идей против других идей и не должна быть таковой. Профилактическая работа - это процесс, направленный на привлечение интереса молодежи как целевой аудитории.

Отсюда следуют рекомендации:

а) использование интерактивных мероприятий не только в рамках стандартной воспитательной работы, но и их аккуратное встраивание в образовательный и научно-исследовательский процесс, в досуговые и патриотические мероприятия;

б) минимальное использование административного ресурса;

в) активный учет интересов целевой аудитории и выстраивание с молодежью горизонтальных коммуникаций.

Без учета данных рекомендаций результативность профилактической работы будет достаточно низкой.