1. Нормативно-правовая база по организации и проведению профилактической работы в образовательных организациях высшего образования

1 Нормативно-правовая база по организации и проведению профилактической работы в образовательных организациях высшего образования

Необходимость проведения профилактической работы для предотвращения распространения идеологического воздействия террористических течений закреплена в действующем законодательстве Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации устанавливает равенство прав и свобод граждан вне зависимости от ряда признаков (пол, раса, национальность, религия и т.д.), в том числе право на образование, запрещает любые формы дискриминации граждан, а также создание организаций, деятельность которых направлена на свержение конституционного строя, подрыв территориальной целостности и разжигание розни.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет понятие "воспитание" как комплексную деятельность, направленную в том числе на формирование уважения к закону и социокультурным, духовно-нравственным ценностям. Воспитание реализуется в рамках образовательных программ и календарных планов по воспитательной работе, причем в их разработке могут принимать участие представительные органы обучающихся [1].

В Федеральном законе от 23.06.2016 г. N ФЗ-182 "Об основах системы профилактики правонарушений" устанавливается фундамент профилактической работы, направленной на предотвращение правонарушений и антиобщественного поведения, а также основные направления (в том числе противодействие терроризму и экстремизму) и формы профилактической работы (от бесед до социальной адаптации) [2].

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ссылка [5], а не ссылка [4].

В Федеральном законе от 06.03.2006 г. N ФЗ-35 "О противодействии терроризму" закрепляются принципы, направления, организационные основы противодействия терроризму на федеральном, региональном и местном уровнях [3]. Общегосударственная система противодействия терроризму детально описывается в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года [4].

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ссылка [4], а не ссылка [5].

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы (утвержден Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. N Пр-2665) включает перечень мероприятий среди населения страны по противодействию идеологии терроризма [5]. Ряд антитеррористических мероприятий направлен в том числе на привитие обучающимся российских традиционных духовно-нравственных ценностей, перечень которых зафиксирован в Стратегии национальной безопасности [6].

Важно отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму", соответственно, определяет сферу ответственности данных органов в обозначенной сфере [7]. Например, в отношении Минобрнауки России определена задача по разработке и обеспечению реализации комплекса мер, направленных на противодействие идеологии терроризма, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.