6. Ошибки, допущенные госналогинспекциями при проверках налогоплательщиков и исчислении налогов и финансовых санкций вследствие неправильного применения норм права или их недостаточного знания

6. Ошибки, допущенные госналогинспекциями при проверках

налогоплательщиков и исчислении налогов и финансовых

санкций вследствие неправильного применения норм

права или их недостаточного знания

Высший Арбитражный Суд России при рассмотрении иска кооператива "Росинка" (г. Пятигорск) к Госналогслужбе России установил, что налоговая инспекция по г. Пятигорску необоснованно расценила как занижение дохода полученный аванс в размере 17202 руб., хотя кооперативом за проверяемый период выполнены подрядные работы лишь на 54,4%, и признал решение госналогинспекции в части включения в доход кооператива аванса в сумме 17202 руб. недействительным.

Решением Высшего Арбитражного Суда Республики Адыгея по иску АО "Юр-Ан" акт проверки госналогинспекции по Республике Адыгея был признан недействительным в части взыскания всех видов платежей по акцизу, так как утвержденный Инструкцией Госналогслужбы России от 09.12.91 N 2 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" перечень ставок акцизов на отдельные виды товаров является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В связи с тем, что в нем отсутствуют настойки, госналогинспекция неправильно применила законодательство, регулирующее исчисление и уплату акцизов.

Мурманский областной арбитражный суд, рассмотрев иск ИЧП "Демос" к госналогинспекции Первомайского района г. Мурманска, удовлетворил исковые требования налогоплательщика в связи с тем, что доказательства налоговой инспекции о том, что истец неправомерно пользовался льготой по налогообложению прибыли, не основаны на Законе.

Госналогинспекция по Республике Татарстан во II полугодии 1993 г. применила 10% штрафную санкцию за несвоевременное представление предприятием "Татстройгазификация" платежного поручения в банк. Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неправомерно взысканные 22 млн. 138 тыс. 629 руб. были возвращены истцу, а со счета налоговой инспекции взыскано 213863 руб. расходов по госпошлине.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассмотрев в первой инстанции иск Беринговского морского торгового порта к госналогинспекции по Беринговскому району Чукотского автономного округа, удовлетворил его. Причиной этого явились ошибочные выводы госналогинспекции при правильном выявлении нарушений налогоплательщика. В мае - июне 1992 года торговый порт собственными силами осуществил ремонт судов и отнес данные затраты на себестоимость, а в октябре 1992 года создал ремонтный фонд и начиная с августа производил ежемесячные отчисления в него, относя их также на себестоимость. Портом при создании ремонтного фонда был также нарушен п. 6 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, поскольку при ведении бухгалтерского учета должно быть обеспечено соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операций, что привело к неправомерному отнесению на себестоимость средств, перечисленных портом в ремонтный фонд с августа по декабрь 1992 года. Госналогинспекция вместо того, чтобы изъять незаконно перечисленные 67 млн. руб. в ремонтный фонд, указала в акте проверки, что налогоплательщик при наличии ремонтного фонда относил на затраты ремонт судов, и изъяла 11 млн. руб. фактических затрат на ремонт. В результате по решению суда с расчетного счета госналогинспекции взыскано 23,6 млн. руб. основного долга и 2,3 млн. руб. расхода по госпошлине в пользу торгового порта и штраф в размере 10 тыс. руб.

Отмечая как положительный факт возросшую активность налоговых органов по предъявлению в 1993 году исков к налогоплательщикам, следует в то же время отметить, что выдвигавшиеся ими исковые требования не всегда достаточно обосновывались, в результате в ряде случаев эти иски не удовлетворялись.

Так, например, иски госналогинспекции по Краснокутскому району Саратовской области о ликвидации кооператива "Керамика" и МП "Агротэк" не были удовлетворены арбитражным судом в связи с отсутствием оснований для ликвидации, так как сумма их задолженности перед бюджетом составляла менее 500 минимальных размеров оплаты труда. Указанный признак несостоятельности предприятия предусмотрен статьей 1 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".

Госналогинспекция по г. Мурманску, обратившись в арбитражный суд с исковым заявлением о признании регистрации МП "Мурманск" недействительной в связи с несоответствием его учредительных документов законодательству, не смогла доказать это несоответствие. Суд не нашел оснований для признания регистрации предприятия недействительной и отказал госналогинспекции в иске.