4.6. Составляющая ущерба, связанная с нарушением срока доставки грузов получателю

В соответствии со статьей 97 Федерального закона N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 6 процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров). По факту нарушения срока доставки, грузополучатель или грузоотправитель имеет право направить перевозчику претензию о выплате пени с приложением подтверждающих документов, перечисленных в статье 120 Федерального закона N 18-ФЗ. Поступившие претензии, в соответствии с положениями Технологии претензионно-исковой работы с предъявленными к ОАО "РЖД" требованиями об уплате пени за просрочку доставки грузов и порожних грузовых вагонов регистрируются в единой автоматизированной системе претензионной работы системы фирменного транспортного обслуживания (далее - ЕАСАПР СФТО). После рассмотрения обоснованности претензии и в случае принятия решения об удовлетворении заявленных требований, в системе ЕАСАПР СФТО регистрируется информация о суммах пени, признанных ОАО "РЖД" к оплате за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров.

При определении величины составляющей ущерба, связанной с пени за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров, необходимо учитывать, что следование грузовой отправки или перевозка порожних вагонов (контейнеров) от станции отправления до станции назначения за исключением прямых отправительских маршрутов осуществляется по инфраструктуре ОАО "РЖД" в нескольких поездах. При этом каждый из указанных поездов может быть задержан в результате инцидента, связанного с нарушением графика движения поездов. В этой связи определяется величина ущерба, связанного с пени, предъявленными перевозчику, за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров, приходящегося на конкретный инцидент. С целью установления порядка определения ущерба, приходящегося на каждый конкретный инцидент, рассматривается несколько возможных вариантов осуществления перевозки грузовой отправки. В каждом из вариантов возникают специфические особенности, влияющие на порядок определения ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду рисунок 4.1, а не 3.1.

Вариант 1. Перевозка груза осуществляется в составе прямого отправительского маршрута. На протяжении следования от станции отправления до станции назначения (см. рисунок 3.1) в результате инцидентов, приводящих к нарушению графика движения, а также после временного отставления поезда от движения, прямой отправительский маршрут может прибыть на станцию назначения N с превышением 00000043.wmz времени, установленного договором перевозки.

00000044.png

Рисунок 4.1 Вариант перевозки грузов в составе прямого

отправительского маршрута

Предположим, что t1, t2, ..., ti ..., tn - задержки отправительского маршрута, допущенные по всем причинам (включая инциденты, вызывающие нарушение графика движения, временное отставление поездов от движения и т.д.). Ущерб, связанный с нарушением срока доставки груза, порожнего грузового вагона, контейнера от i-го инцидента, вызвавшего задержку поезда продолжительностью ti определяется по формуле:

00000045.wmz, (4.11)

где

00000046.wmz

-

ущерб, связанный с пени, предъявленными перевозчику, за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров от инцидента, вызвавшего задержку прямого отправительского маршрута продолжительностью ti, руб.;

Пмар

-

сумма пени за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров в составе прямого отправительского маршрута, признанная к оплате и зарегистрированная в системе ЕАСАПР СФТО, руб.;

t1,

t2, ...,

ti, ...,

tn

-

продолжительности задержек прямого отправительского маршрута на всем следовании от станции отправления до станции назначения, в результате инцидентов, вызывающих нарушения графика движения и простоев по причинам, не связанным с инцидентами, ч.

Продолжительности простоев прямого отправительского маршрута по причинам, не связанным с рассматриваемыми инцидентами, определяются в единой автоматизированной системе мониторинга и управления рисками нарушений сроков доставки грузов и порожних вагонов (далее - ЕАСАПР СД НП) с использованием дополнительных корпоративных автоматизированных систем (ГИД "УРАЛ-ВНИИЖТ", КАС АНТ, КАСАТ) на основе утвержденных методик. На этапе практического применения Методики величина отношения продолжительности задержки прямого отправительского маршрута в результате i-го инцидента к общей продолжительности задержек прямого отправительского маршрута ti/t1 + t2 + ... + ti + ... + tn рассчитывается в автоматизированной системе ЕАСАПР СД НП.

Вариант 2. Перевозка грузов осуществляется повагонными отправками в составе грузовых поездов без использования выделенных "ниток" нормативного графика движения.

В этом случае груз, находящийся в вагонах, следует от станции отправления до станции назначения в составе различных грузовых поездов. Предположим, что возник инцидент, приведший к нарушению графика движения грузового поезда, в составе которого находились грузовые отправки, из которых j отправок прибыли на станции назначения с превышением срока доставки. С целью вывода итоговой формулы расчета рассмотрим пример, приведенный на рисунке 4.2. В данном случае рассматривается инцидент, произошедший на участке между станциями В и Д. В результате инцидента был задержан поезд N 2102, в составе которого находятся j грузовых отправок, которые впоследствии прибыли на станции назначения с превышением установленного срока доставки 00000047.wmz, 00000048.wmz, ... 00000049.wmz соответственно. Продолжительность задержки поезда N 2102 в результате инцидента составила 00000050.wmz.

00000051.png

Рисунок 4.2 Вариант перевозки грузов повагонными отправками,

следующими в составе нескольких грузовых поездов

Рассматривая в отдельности каждую k-тую из j грузовых отправок, следующих от станции отправления на станцию назначения, с использованием формулы 4.11 определяем ущерб, связанный с просрочкой доставки груза, порожнего грузового вагона, контейнера каждой k-той отправки, относящийся к i-ому инциденту, вызвавшему задержку поезда продолжительностью 00000052.wmz. Для каждой k-той отправки получаем следующее выражение для определения величины ущерба за просрочку доставки груза, порожнего грузового вагона, контейнера:

00000053.wmz, (4.12)

где

00000054.wmz

-

составляющая ущерба от инцидента, связанная с нарушением срока доставки k-той грузовой отправки, находящейся в грузовом поезде, задержанном в результате i-го инцидента на время ti руб.;

Попк k

-

сумма пени за просрочку доставки груза, порожнего грузового вагона, контейнера k-той грузовой отправки, признанная к оплате и зарегистрированная в системе ЕАСАПР СФТО, руб.;

00000055.wmz

-

продолжительности задержек поездов, в которых следует k-той грузовой отправке от станции отправления до станции назначения, в результате инцидентов, а также продолжительность задержек в продвижении отправки, по причинам, не связанным с инцидентами, ч.

Продолжительности задержек в продвижении грузовой отправки по причинам, не связанным с инцидентами, определяются в ЕАСАПР СД НП на основе утвержденных методик. На этапе практического применения методики величина отношения продолжительности задержки грузовой отправки в результате i-го инцидента к продолжительности задержек в продвижении k-той грузовой отправки 00000056.wmz рассчитывается в автоматизированной системе ЕАСАПР СД НП.

Составляющая ущерба Y5, связанная с нарушением срока доставки грузов получателю, будет определяться как сумма ущерба из-за нарушения срока доставки каждой из j отправок, приходящихся на рассматриваемую задержку поезда в результате i-го инцидента:

00000057.wmz, (4.13)

Вариант 3. Перевозка отправительского маршрута осуществляется по согласованному с грузоотправителем времени отправления и прибытия по выделенным "ниткам" нормативного графика движения. При организации перевозки груза по данному варианту по заявке грузоотправителя разрабатывается порядок следования отправительского маршрута с привязкой к конкретным ниткам нормативного графика движения поездов с согласованным временем его отправления и прибытия на станцию назначения.

00000058.png

Рисунок 4.3 Вариант перевозки груза в составе прямого

отправительского маршрута с согласованным временем прибытия

и отправления

Предположим, что по прибытию на станцию назначения зафиксировано превышение срока доставки 00000059.wmz. В данном случае, для определения доли ущерба из-за нарушения срока доставки для инцидента, вызвавшего задержку поезда продолжительностью 00000060.wmz, важнейшее значение имеют времена фактического отправления поезда с технической станции 00000061.wmz, 00000062.wmz, 00000063.wmz (см. рисунок 4.3). Например, поезд N 1809 при следовании между техническими станциями Б и В был задержан в результате инцидента на время 00000064.wmz. Далее, благодаря мерам, принятым дежурно-диспетчерским аппаратом по сокращению опоздания, после выполнения предусмотренных технических операций (смена локомотива, смена локомотивной бригады) поезд был отправлен со станции В на момент времени, предусмотренный нормативным графиком. В вышеописанном случае инцидент, приведший к задержке между техническими станциями Б и В, на нарушение срока доставки груза, порожнего грузового вагона, контейнера на станцию назначения влияния не оказывает.

Для расчета величины составляющей ущерба, связанной с нарушением срока доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров, приходящейся на конкретный инцидент, необходимо воспользоваться следующим алгоритмом.

От станции назначения, на которой зафиксировано нарушение срока доставки на время 00000065.wmz, последовательно по техническим станциям, начиная с ближайшей к станции назначения, сопоставляется фактическое время отправления маршрута с временем, заложенным в нормативном графике. После выявления технической станции, с которой маршрут был отправлен по нормативному графику, дальнейший анализ и сопоставление фактического времени отправления с нормативным не производятся. Составляющая ущерба, связанная с нарушением срока доставки груза, порожнего грузового вагона, контейнера, должна рассчитываться по формуле 4.11 только для инцидентов, произошедших после прохождения ближайшей к станции назначения технической станции, с которой маршрут был отправлен на "нитку" нормативного графика.

Поскольку в результате инцидента может быть задержано несколько грузовых поездов, величина ущерба, связанного с нарушением сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров, должна определяться отдельно только для поездов, в составе которых находились грузовые отправки, прибывшие на станцию назначения с превышением времени, указанного в перевозочных документах. Порядок расчета ущерба, связанного с пени за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов контейнеров, исходя из описанных вариантов, выбирается для поездов в зависимости от характеристик грузовых отправок, содержащихся в их составе.

Окончательно информация по каждой задержке формируется в ЕАСАПР СД НП на основании результатов служебного расследования.

Расчетные формулы 4.11 и 4.12 для определения составляющей ущерба, связанной нарушением срока доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров, включают в себя показатели, содержащиеся в автоматизированных системах КАС АНТ, КАСАТ и ЕАСАПР СД НП. Величина пени за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров, признанная к оплате ОАО "РЖД", формируется в системе ЕАСАПР СФТО в течение продолжительного времени (в случае искового требования к ОАО "РЖД" информация о сумме пени за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров может быть сформирована более, чем через год). Технологией претензионно-исковой работы с предъявленными к ОАО "РЖД" требованиями об уплате пени за просрочку доставки грузов и порожних грузовых вагонов, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 25 ноября 2015 г. N 2755р, установлен порядок распределения в системе ЕАСАПР СФТО финансовой ответственности за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров, как по результатам рассмотрения претензионного требования, так и на основании принятого судебного решения. В ЕАСАПР СФТО фиксируется сумма выплаты по каждой накладной. Величина составляющей ущерба Y5 рассчитывается в системе ЕАСАПР СД НП по мере формирования информации о размерах сумм пени, признанных к оплате.