4.1. Основные составляющие убытков от инцидентов

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются:

понесенные расходы;

утрата или повреждение имущества;

неполученные доходы (упущенная выгода).

Исходя из вышеизложенного, составляющие убытков от инцидентов, связанные с понесенными расходами, утратой или повреждением имущества, а также с неполученными доходами в результате инцидентов по причине отказов в работе технических средств и технологических нарушений, определяются по следующей формуле:

Yоб = Y1 + Y2 + Y3 + Y4 + Y5 + Y6 + Y7, (4.1)

где

Yоб

-

общая величина убытков ОАО "РЖД" от инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов, руб.;

Y1

-

составляющая ущерба, связанная с восстановлением работоспособности железнодорожного подвижного состава, руб.;

Y2

-

составляющая ущерба, связанная с восстановлением работоспособности объектов инфраструктуры, руб.;

Y3

-

размер штрафа (убытков) за действия (бездействия), повлекшие нарушения графика движения поездов, руб.;

Y4

-

составляющая ущерба, связанная со штрафами за задержку отправления и опоздание пассажирских поездов дальнего следования и пригородного сообщения, с возмещением ущерба перевозчику и пассажиру, руб.;

Y5

-

составляющая ущерба, связанная с нарушением срока доставки грузов получателю, руб.;

Y6

-

составляющая ущерба, связанная с нарушением срока доставки багажа и грузобагажа получателю, руб.;

Y7

-

составляющая ущерба, связанная с трудозатратами на поиск и выявление повреждений подвижного состава и объектов инфраструктуры, руб.

Составляющие ущерба Y1 и Y2 включают в себя понесенные расходы на работы по восстановлению работоспособности объектов инфраструктуры и подвижного состава, а также расходы, связанные с заменой поврежденных элементов железнодорожной техники. Составляющая формулы Y3 включает в себя дополнительные расходы, понесенные ОАО "РЖД" вследствие потерь поездо-часов перевозочной работы, и оценку упущенной выгоды ОАО "РЖД" из-за нарушения перевозочного процесса. Составляющие ущерба Y4, Y5 и Y6 представляют собой расходы, понесенные ОАО "РЖД" по выплаченным штрафам и пени за неисполнение обязательств по договорам перевозки и договорам на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Составляющая формулы Y7 включает в себя дополнительные расходы, связанные с организацией и оплатой труда работников, определяющих повреждения подвижного состава и объектов инфраструктуры, явившиеся причиной инцидента.

В соответствии с требованиями Положения по системе КАСАТ и Положения по системе КАС АНТ учет и расследование технологических нарушений в перевозочном процессе и отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" осуществляются с использованием автоматизированных систем КАСАТ и КАС АНТ соответственно. Наличие или отсутствие вышеперечисленных составляющих убытков ОАО "РЖД" применительно к обстоятельствам каждого конкретного инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов, определяется подразделением ОАО "РЖД", проводящим расследование и формирование информации об инциденте в отраслевых автоматизированных системах КАС АНТ и КАСАТ.

В процессе расследования инцидентов, связанных с отказами в работе технических средств и технологическими нарушениями, структурными подразделениями в соответствии с требованиями Положения по системе КАС АНТ и Положения по системе КАСАТ соответственно на определенных этапах вносится дополнительная информация в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ. Таким образом, оценка убытков от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, должна производиться только по случаям отказов в работе технических средств и технологических нарушений, расследование которых полностью завершено, а необходимая информация о причинах инцидентов и их последствиях внесена в отраслевые автоматизированные системы управления, автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ соответственно.

В дополнение к информации по отказам в работе технических средств, содержащейся в автоматизированной системе КАС АНТ, при определении размера убытков ОАО "РЖД" должны использоваться данные об объемах работ и ремонтов, выполняемых при восстановлении работоспособности железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры, формируемые в отраслевых автоматизированных системах. Данная информация вносится в отраслевые автоматизированные системы структурными подразделениями, являющимися подразделениями-балансодержателями отказавшего подвижного состава или объекта инфраструктуры, либо другими подразделениями ОАО "РЖД", выполняющими работы по восстановлению работоспособности отказавших технических средств. Перечисленная в отраслевых автоматизированных системах информация о конкретных видах работ и ремонтов, их объемах, а также величине расходов на материалы и заменяемое оборудование при восстановлении работоспособности железнодорожного подвижного состава или объекта инфраструктуры должна быть подтверждена первичными документами. Рекомендуемый перечень документов, подтверждающих сумму понесенного ущерба от инцидентов, вызывающих нарушение графика движения поездов, определен в приложении N 1 к Положению по организации взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" с юридическими и физическими лицами при возмещении убытков ОАО "РЖД" от инцидентов, вызывающих нарушение графика движения поездов, на железнодорожных путях общего пользования, утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 13 января 2023 г. N 31/р.