<Письмо> МНС РФ от 01.08.2003 N 22-2-14/1757-АБ026 "О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности индивидуальными предпринимателями"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 1 августа 2003 г. N 22-2-14/1757-АБ026

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ

ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

Управление налогообложения малого бизнеса сообщает следующее.

1. В соответствии со статьей 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пунктом 2 данной статьи Кодекса.

Согласно статье 346.28 Кодекса налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса.

Таким образом, основным условием, необходимым для перевода налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход, является осуществление такими налогоплательщиками видов предпринимательской деятельности, определенных главой 26.3 Кодекса.

Однако, при этом следует иметь в виду, что в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие единого налога на вмененный доход, законодателем установлены дополнительные условия и ограничения (по площади торгового зала, площади зала обслуживания посетителей, количеству используемых автотранспортных средств), соблюдение которых для налогоплательщиков, в целях применения единого налога, является обязательным.

При несоблюдении таких условий и ограничений налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные статьей 346.26 Кодекса, не подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход.

Перевод налогоплательщиков на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным объектам организации торговли, соответствующим установленным ограничениям площади торгового зала, либо только по объектам организации торговли иных типов (при одновременном осуществлении деятельности через объекты организации торговли различных типов, в том числе не подпадающих под действие единого налога на вмененный доход), главой 26.3 Кодекса не предусмотрен.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что на территории г. Москвы система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 01.01.2003 не введена в действие, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли как на территории г. Москвы, так и на территории иного субъекта Российской Федерации (в данном случае в Московской области), на которой указанный вид деятельности подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (при соблюдении ими ограничения по площади торгового зала по каждому объекту организации торговли), подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход в части предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории Московской области, а в части результатов деятельности, осуществляемой на территории г. Москвы, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

В случае превышения установленного главой 26.3 Кодекса ограничения по площади торгового зала хотя бы по одному объекту организации торговли (в том числе и расположенному на территории г. Москвы) налогоплательщики не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход на территории Московской области.

2. Правовое положение участников договора простого товарищества регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии со статьей 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Статьей 1042 ГК РФ установлено, что вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.

Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.

Согласно пункту 2 статьи 1047 ГК РФ, если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от их возникновения.

Прибыль, полученная участниками договора простого товарищества в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей (статья 1048 ГК РФ).

При этом статьей 1046 ГК РФ установлено, что порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело.

Таким образом, именно юридически грамотно составленный договор о совместной деятельности и соглашения к нему позволяют четко определить имущественные и финансовые отношения между участниками простого товарищества.

Результаты распределения между участниками договора простого товарищества полученной от совместной деятельности прибыли, а также покрытия расходов и убытков, связанных с их совместной деятельностью, фиксируются в протоколе общего собрания товарищей. Подписанный всеми товарищами протокол общего собрания является тем документом, на основании которого каждый из участников договора простого товарищества вправе отразить в своих учетных документах данные о сумме полученной лично им прибыли (дохода) от совместной с другими товарищами деятельности.

Учитывая то обстоятельство, что при объединении индивидуальных предпринимателей и (или) коммерческих организаций в простое товарищество не образуется самостоятельный субъект предпринимательской деятельности, обязанность по уплате установленных на территории Российской Федерации налогов и сборов возлагается на каждого участника простого товарищества.

Решение о применении того или иного порядка налогообложения доходов каждым индивидуальным предпринимателем - участником договора простого товарищества принимается самостоятельно, если иное не предусмотрено действующим законодательством о налогах и сборах.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу налогообложения доходов участников простого товарищества, см. письма Минфина РФ от 15.03.2006 N 03-11-02/62, от 28.04.2006 N 03-11-02/100 и от 20.06.2006 N 03-11-02/144, в которых изложена позиция, противоположная нижеизложенной позиции МНС.

При осуществлении каждым индивидуальным предпринимателем - участником договора простого товарищества видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу в соответствии с региональным законодательством на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение результатов их деятельности в составе простого товарищества осуществляется в порядке, предусмотренном главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Кодекса.

В соответствии со статьей 346.26 Кодекса к таким видам предпринимательской деятельности относится и розничная торговля, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади, а также оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров.

Исчисление налогоплательщиками единого налога на вмененный доход по указанным видам предпринимательской деятельности осуществляется с использованием физического показателя базовой доходности - площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) (в квадратных метрах).

При этом в целях применения единого налога на вмененный доход площадь торгового зала и открытых площадок одного объекта организации торговли (общественного питания) не должна превышать 150 квадратных метров.

Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли (общественного питания), превысившие данное ограничение хотя бы по одному объекту организации торговли (общественного питания), не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход по указанным видам деятельности.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что определяющим условием для применения налогоплательщиками системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является вид осуществляемой ими деятельности, каждый участник договора простого товарищества, осуществляющий виды предпринимательской деятельности, предусмотренные главой 26.3 Кодекса (в том числе и розничную торговлю (оказание услуг общественного питания) через объект стационарной торговой сети (объект организации общественного питания), имеющий торговый зал (зал обслуживания посетителей) площадью не более 150 квадратных метров)), признается налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, исчисленного исходя из установленных Кодексом в отношении осуществляемых им видов деятельности значений базовой доходности и фактического объема (числа) характеризующих данные виды предпринимательской деятельности физических показателей, определяемых пропорционально стоимости вкладов товарищей (внесенным товарищами долям имущества) в общее дело, либо предусмотренных в отношении каждого товарища договором о совместной деятельности или дополнительным соглашением товарищей.

3. Согласно статье 346.27 Кодекса под площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или оказания услуг общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В целях применения единого налога на вмененный доход к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания) документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом (договор передачи (договор купли-продажи) нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т.п.).

В случае, если при приобретении группой индивидуальных предпринимателей объекта стационарной торговой сети (объекта организации общественного питания) на праве общей долевой собственности, в свидетельствах о праве собственности, выданных каждому собственнику, указаны только доли их владения общей площадью такого объекта, физические показатели базовой доходности (площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) в квадратных метрах) для целей исчисления единого налога на вмененный доход определяются каждым индивидуальным предпринимателем-собственником пропорционально указанной в свидетельстве его доле в общей площади такого объекта.

Заместитель начальника

Управления налогообложения

малого бизнеса

государственный советник

налоговой службы РФ II ранга

И.М.АНДРЕЕВ