МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 12 апреля 2023 г. N Исх-17348/05

В целях проведения работ по совершенствованию элементов структуры и классификации воздушного пространства Российской Федерации, до утверждения Минтрансом России соответствующего нормативного правового акта, а также с учетом решений межведомственного совещания, проведенного в Минэнерго России от 17.02.2023, взамен порядка разработки и представления предложений по совершенствованию структуры и классификации воздушного пространства Российской Федерации, направленного Росавиацией письмом от 22.02.2023 N Исх-7802/05, предлагаю использовать следующий алгоритм действий при рассмотрении предложений и подготовке представлений по совершенствованию структуры и классификации воздушного пространства Российской Федерации (далее - алгоритм).

1. Настоящий алгоритм направлен на реализацию пунктов 11, 19, 22, 38, 67 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 (далее - Федеральные правила).

2. В соответствии с настоящим алгоритмом рекомендуется разрабатывать и представлять предложения по установлению (изменению) (далее - предложения):

зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации <1> (далее - Единая система);

--------------------------------

<1> Пункт 2 статьи 14 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2007, N 50, ст. 6245), пункт 11 Федеральных правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1649).

районов контролируемых и неконтролируемых аэродромов (вертодромов);

границ классов A и C воздушного пространства;

воздушного пространства свободной маршрутизации;

запретных зон;

постоянных опасных зон;

зон ограничения полетов;

маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения.

3. Предложения могут разрабатываться пользователями воздушного пространства, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами), федеральными органами исполнительной власти, а также юридическими лицами (далее - разработчики).

4. Предложения оформляются в формализованном виде с обоснованием необходимости установления (изменения) элементов структуры и классификации воздушного пространства (рекомендуемый образец предложений приведен в приложении N 1).

5. К предложениям прилагается карта структуры воздушного пространства в масштабе:

не менее чем 1:4000000 при установлении (изменении) зон Единой системы, воздушного пространства свободной маршрутизации, границ классов воздушного пространства;

не менее чем 1:2000000 при установлении (изменении) границ районов контролируемых и неконтролируемых аэродромов (вертодромов), маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения.

На карте структуры воздушного пространства наносятся существующие и предлагаемые границы элементов структуры воздушного пространства, границы классов A и C воздушного пространства.

6. При установлении (изменении) границ зон Единой системы в предложениях указываются:

наименование зоны;

горизонтальные и вертикальные границы.

7. При установлении (изменении) границ, аэронавигационных данных районов контролируемых и неконтролируемых аэродромов (вертодромов) в предложениях указываются:

наименование аэродрома (вертодрома);

федеральный орган исполнительной власти, организация, в ведении которых находится аэродром (вертодром);

горизонтальные и вертикальные границы района аэродрома (вертодрома).

8. При установлении границ классов A и C воздушного пространства в предложениях указываются:

горизонтальные и вертикальные границы;

класс воздушного пространства.

9. При установлении (изменении) границ, аэронавигационных данных воздушного пространства свободной маршрутизации в предложениях указываются:

наименование воздушного пространства свободной маршрутизации;

горизонтальные и вертикальные границы воздушного пространства свободной маршрутизации;

период доступности воздушного пространства свободной маршрутизации;

основные точки воздушного пространства свободной маршрутизации;

информация о сохранении/упразднении существующих маршрутов (участков маршрутов) обслуживания воздушного движения в границах воздушного пространства свободной маршрутизации;

условия использования воздушного пространства свободной маршрутизации для полетов воздушных судов иностранных государств.

10. При установлении (изменении) границ запретных зон, постоянных зон ограничения полетов, постоянных опасных зон в предложениях указываются:

обозначение и номер зоны (при внесении изменений в границы зоны);

горизонтальные и вертикальные границы зоны;

регламент работы зоны;

ведомственная принадлежность объекта (организации) в зоне;

вид объекта, вид деятельности в соответствии с пунктами 29, 30 и 33 Федеральных правил;

полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование, адрес в пределах места нахождения, номер телефона и (или) адрес электронной почты (при их наличии) организации.

10.1. При установлении границ запретных зон, постоянных зон ограничения полетов в воздушном пространстве над объектами топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в предложениях дополнительно к информации, указанной в пункте 10, разработчикам рекомендуется прикладывать согласование Минэнерго России о необходимости установления таких зон.

11. При установлении (изменении) границ, аэронавигационных данных временных зарезервированных зон ограничения полетов в предложениях указываются:

обозначение и номер зоны (при внесении изменений в границы зоны);

горизонтальные и вертикальные границы зоны;

информация о вводе в действие (активации) зоны;

данные о действии (регламент работы) временной зарезервированной зоны ограничения полетов;

ведомственная принадлежность объекта (организации) в зоне, вид деятельности в зоне, вид объекта;

полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование, адрес в пределах места нахождения, номер телефона и (или) адрес электронной почты (при их наличии) организации;

частоты радиосвязи авиационного диапазона, установленные в зоне (в случае применения), позывные.

12. При установлении (изменении) маршрутов обслуживания воздушного движения, условных маршрутов обслуживания воздушного движения в предложениях указываются:

а) для воздушных трасс:

обозначение маршрута, название основных точек, их координаты и назначение (пункт обязательного донесения или пункт донесения по запросу);

магнитные путевые углы (МПУ), истинные путевые углы (для воздушных трасс выше 70 градуса северной широты);

расстояние между основными точками маршрута;

верхняя граница/нижняя граница маршрута;

минимальная абсолютная высота (в нижнем воздушном пространстве);

ширина участка маршрута;

направление крейсерских эшелонов;

наименование органа диспетчерского обслуживания воздушного движения, каналы связи (частота), условия использования;

б) для маршрутов зональной навигации на базе глобальной навигационной спутниковой системы:

обозначение маршрута, название основных точек, их координаты и назначение (пункт обязательного донесения или пункт донесения по запросу);

тип требуемой навигационной характеристики для маршрута;

магнитные путевые углы (МПУ), истинные путевые углы (для маршрутов зональной навигации выше 70 градуса северной широты);

расстояние между основными точками маршрута;

верхняя граница/нижняя граница маршрута;

минимальная абсолютная высота (в нижнем воздушном пространстве);

направление крейсерских эшелонов;

наименование органа диспетчерского обслуживания воздушного движения, каналы связи (частота), условия использования;

в) для маршрутов зональной навигации на базе всенаправленных азимутальных и дальномерных радиомаяков:

обозначение маршрута, название основных точек, их координаты и назначение (пункт обязательного донесения или пункт донесения по запросу);

тип требуемой навигационной характеристики для маршрута;

обозначение станции опорного всенаправленного азимутального и дальномерного радиомаяков;

пеленг и расстояние от опорного всенаправленного азимутального и дальномерного радиомаяков, если точка пути не совмещена с опорной станцией;

превышение дальномерного радиомаяка (антенны);

расстояние между основными точками маршрута;

верхняя граница/нижняя граница маршрута;

минимальная абсолютная высота (в нижнем воздушном пространстве);

направление крейсерских эшелонов;

наименование органа диспетчерского обслуживания воздушного движения, каналы связи (частота), условия использования;

г) для местных воздушных линий:

обозначение маршрута, название основных точек, их координаты и назначение (пункт обязательного донесения или пункт донесения по запросу);

магнитные путевые углы (МПУ);

расстояние между основными точками маршрута;

верхняя граница/нижняя граница (абсолютная высота) маршрута;

ширина участка маршрута;

абсолютная высота наивысшей точки рельефа на участке маршрута;

истинная высота наивысшего препятствия на участке маршрута;

абсолютная высота наивысшего препятствия на участке маршрута;

наименование органа диспетчерского обслуживания воздушного движения, каналы связи (частота), условия использования;

д) для условных маршрутов обслуживания воздушного движения дополнительно указывается:

категория условного маршрута обслуживания воздушного движения;

верхняя и нижняя граница (диапазон используемых высот/эшелонов);

период использования условного маршрута обслуживания воздушного движения;

обозначение и номер временной зарезервированной зоны ограничения полетов, через воздушное пространство которой проходит условный маршрут обслуживания воздушного движения;

согласование установления условного маршрута обслуживания воздушного движения с пользователем воздушного пространства, в интересах которого установлена временная зарезервированная зона ограничения полетов, через воздушное пространство которой проходит условный маршрут обслуживания воздушного движения;

информация о наличии процедуры координации при использовании условного маршрута.

е) при исключении участков маршрута обслуживания воздушного движения, условного маршрута обслуживания воздушного движения:

обозначение маршрута;

название и географические координаты точек исключаемого участка маршрута.

13. При разработке предложений по установлению (изменению) элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации целесообразно использовать следующее описание границ:

а) горизонтальные границы элемента структуры воздушного пространства указываются в географических координатах или геометрической конфигурации с привязкой к географическим координатам:

географическая широта (первые две цифры - градусы, вторые две цифры - минуты, третьи две цифры - секунды, буква "с" - северная широта);

географическая долгота (первые три цифры - градусы, вторые две цифры - минуты, третьи две цифры - секунды, буквы "в" или "з" - восточная или западная долгота соответственно);

с севера на юг по часовой стрелке;

при описании горизонтальных границ допускается использовать фразы: "далее по часовой стрелке по дуге окружности радиусом ___ км с центром (____)", "далее против часовой стрелки по дуге окружности радиусом ____ км с центром (____)", "далее по государственной границе...", "окружность радиусом ____ км с центром (____)";

б) вертикальные границы (нижняя и верхняя) элемента структуры воздушного пространства:

нижняя граница обозначается как уровень земли (GND), земная или водная поверхность (SFC), высота относительно земли (AGL) или абсолютная высота относительно среднего уровня моря (AMSL) в метрах с указанием в скобках значения в футах (например, "2000 м (6600 фут) AMSL (AGL)") или эшелон полета (буквы FL, после которых без пробела три цифры, соответствующие эшелону полета, например, "FL050");

верхняя граница обозначается как абсолютная высота относительно среднего уровня моря в метрах с указанием в скобках значения в футах (например, "5050 м (16600 фут) AMSL" (AGL)), эшелон полета (буквы FL, после которых без пробела три цифры, соответствующие эшелону полета, например, "FL200") или "без ограничений" (UNL);

при описании вертикальных границ допускается использовать фразы: "от земли", "от земной или водной поверхности", "все высоты".

14. Предложения, разработанные в соответствии с пунктами 6 - 12 настоящего алгоритма, за исключением предложений, предусмотренных пунктом 15 настоящего алгоритма, направляются разработчиками в одном экземпляре на бумажном носителе (подлиннике) и в электронном виде в территориальные органы Федерального агентства воздушного транспорта, осуществляющие функции руководящего органа Единой системы в границах соответствующей зоны Единой системы (далее - территориальные органы Росавиации).

14.1. При рассмотрении предложений по установлению запретных зон, постоянных зон ограничения полетов в воздушном пространстве над объектами топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, разработанных в соответствии с пунктами 10 и 10.1 настоящего алгоритма, рекомендовать разработчикам прилагать к предложениям согласование Минэнерго России о необходимости установления таких зон.

При невозможности получения указанного согласования Минэнерго России от разработчика информировать об этом центральный аппарат Росавиации установленным порядком.

15. Предложения по установлению (изменению) запретных зон, зон ограничения полетов, постоянных опасных зон, поступившие в Федеральное агентство воздушного транспорта от федеральных органов исполнительной власти, направляются для рассмотрения в территориальные органы Росавиации.

16. Территориальные органы Росавиации согласовывают предложения:

а) с соответствующими региональными центрами Единой системы;

б) со старшими авиационными начальниками аэродромов (вертодромов) гражданской, государственной и экспериментальной авиации:

при установлении (изменении) границ районов аэродромов (вертодромов) для данных аэродромов (вертодромов) или в районах данных аэродромов (вертодромов);

при установлении (изменении) маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения, которые проходят через районы данных аэродромов (вертодромов);

при установлении (изменении) границ запретных зон, зон ограничения полетов в районах данных аэродромов (вертодромов);

в) с пользователями воздушного пространства (организациями), в интересах которых установлены запретные зоны, зоны ограничения полетов:

при установлении (изменении) маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения в данных зонах;

при установлении (изменении) границ других запретных зон, зон ограничения полетов в данных зонах.

17. Согласованное предложение или отказ в его согласовании с указанием причины направляется в территориальный орган Росавиации в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня поступления предложения на согласование в соответствующий орган (организацию), указанный в пункте 16 настоящего алгоритма (рекомендуемая форма листа согласования приведена в приложении N 2).

18. В случае если границы элемента структуры воздушного пространства, классов A и C воздушного пространства располагаются в зоне ответственности двух и более территориальных органов Росавиации, территориальный орган Росавиации, получивший предложение, организует его согласование со смежными территориальными органами Росавиации.

19. Не требуют согласования с органами (организациями), указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 16 настоящих Рекомендаций:

предложения по вопросам исключения участков маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения, уменьшения диапазона эшелонов полета в пределах установленного диапазона эшелонов на маршрутах (условных маршрутах) обслуживания воздушного движения;

предложения по упразднению элементов структуры воздушного пространства либо уменьшению их границ, если данные элементы структуры воздушного пространства установлены в интересах разработчиков предложений.

20. Предложения, поступившие в территориальные органы Росавиации, как правило рассматриваются в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их поступления, а при повторном представлении - в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.

21. Территориальные органы Росавиации направляют представление в Федеральное агентство воздушного транспорта, которое предусматривает:

а) титульный лист (рекомендуемая форма приведена в приложении N 3);

б) предложение по установлению (изменению) элемента структуры воздушного пространства, границ классов A и C воздушного пространства;

в) обоснование предложения;

г) адресно-справочную информацию разработчика предложения;

д) карту структуры воздушного пространства, оформленную в соответствии с пунктом 5 настоящего алгоритма;

е) листы согласований предложения.

22. Представления, поступившие в Федеральное агентство воздушного транспорта от территориальных органов Росавиации, рассматриваются в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их поступления.

23. В рассмотрении и/или реализации представления Федеральным агентством воздушного транспорта может быть отказано по следующим причинам:

а) предложение оформлено не в соответствии с пунктами 6 - 12 настоящего алгоритма;

б) содержание предложения не соответствует пункту 21 настоящего алгоритма;

в) получен отказ в согласовании предложения от органа (организации), указанного в пункте 16 настоящего алгоритма, на деятельность которого влияет реализация предложения;

г) при наличии замечаний по результатам анализа предложения;

д) при несоответствии предложения требованиям воздушного законодательства Российской Федерации.

24. В случае отказа в рассмотрении представления по причине его несоответствия пункту 21 настоящего алгоритма территориальный орган Росавиации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня отказа в рассмотрении представления, повторно направляет в Федеральное агентство воздушного транспорта доработанное представление.

25. Федеральным агентством воздушного транспорта на основе представлений разрабатываются предложения о внесении изменений в соответствующие нормативные правовые акты Минтранса России, устанавливающие элементы структуры воздушного пространства, границы классов A и C воздушного пространства.

26. Предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты Минтранса России, устанавливающие элементы структуры воздушного пространства, границы классов A и C воздушного пространства направляются Федеральным агентством воздушного транспорта в Минтранс России.

27. Основанием для подготовки изменений (поправок, дополнений) в Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (АИП России), связанных с предложениями, являются:

вступившие в силу нормативные правовые акты Минтранса России, устанавливающие границы элементов структуры воздушного пространства, классов A и C воздушного пространства;

предложения, согласованные в соответствии с настоящим алгоритмом, если для их реализации не требуется издание нормативных правовых актов.

Одновременно представляется целесообразным рекомендовать разработчикам при подготовке предложений использовать настоящий алгоритм в части касающейся.

Д.В.ЯДРОВ