Срок действия документа ограничен 1 сентября 2029 года.

3.6.3. Трудовая функция

Наименование

Психолого-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детям группы риска в их социальной адаптации и реабилитации

Код

F/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Определение междисциплинарной командой необходимости оказания ранней коррекционной помощи на основе анализа предоставленной родителями документации (выписки, медицинской карты, результатов обследований, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида)

Планирование междисциплинарной командой задач психолого-педагогической оценки развития детей раннего и дошкольного возраста и их семей в целях определения необходимости оказания ранней коррекционной помощи

Проведение психолого-педагогических процедур оценки, направленных на своевременное выявление детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, выявления запроса родителей (законных представителей) и их потребностей для определения необходимости оказания помощи в социальной адаптации и реабилитации (абилитации)

Составление заключения по результатам обследования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска и его обсуждение с родителями (законными представителями), специалистами междисциплинарной команды

Проведение углубленной психолого-педагогической оценки развития ребенка раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, ребенка группы риска для определения или уточнения варианта его развития и разработки на этой основе индивидуальной программы ранней помощи

Проведение междисциплинарной командой оценки коррекционно-развивающего и воспитательного потенциала семьи ребенка раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, ребенка группы риска (ресурсы семьи) и социально-педагогических условий его развития и реализации психических возможностей, особенностей взаимодействия (общения) близкого взрослого и ребенка

Обсуждение с родителями детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска результатов оценки их потребностей и ресурсов, особенностей взаимодействия с ребенком для планирования работы по психолого-педагогическому сопровождению и консультированию семьи

Определение и обсуждение с родителями детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска и специалистами целей, задач и содержания процесса реализации индивидуальных программ, ориентированных на коллективный субъект ранней коррекционной помощи - родителя и ребенка раннего или дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, ребенка группы риска

Выбор и обсуждение с родителями детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска совместно со специалистами междисциплинарной команды форм оказания ранней коррекционной помощи

Планирование и проведение специальных коррекционно-развивающих индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий (игровых сеансов), ориентированных на коллективный субъект ранней коррекционной помощи - родителя и ребенка раннего или дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, группы риска

Планирование и организация совместно с родителями и специалистами междисциплинарной команды специальной предметно-развивающей среды в условиях семьи и/или образовательной организации для реализации особых образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей группы риска

Планирование деятельности детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, детей группы риска по развитию жизненных компетенций

Осуществление совместно с родителями и специалистами междисциплинарной команды текущего педагогического наблюдения за деятельностью и поведением детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска для внесения изменений в процесс оказания ранней коррекционной помощи

Внесение изменений в содержание ранней коррекционной помощи, выбор технологий образовательного процесса, форм оказания ранней помощи с учетом результатов психолого-педагогического обследования и педагогического наблюдения

Консультирование родителей (законных представителей) и членов семей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью и детей группы риска по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения, социальной адаптации, проведения коррекционно-развивающей работы в условиях дошкольной образовательной организации и/или семьи

Обучение родителей использованию ассистивных технологий в организации коррекционно-развивающего процесса, коммуникации, самообслуживания и передвижения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью

Обучение родителей применению в процессе оказания ранней коррекционной помощи специальных технологий, образовательных дидактических средств, цифровых образовательных ресурсов с учетом особых образовательных потребностей, варианта развития и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью и детей группы риска

Осуществление функций ведущего специалиста по отношению к семье ребенка раннего или дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, ребенка группы риска

Необходимые умения

Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения процесса социальной адаптации детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска

Использовать методы и приемы вовлечения родителей (законных представителей), членов семей детей раннего или дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска в мероприятия по психолого-педагогической реабилитации (абилитации), социализации

Определять задачи, содержание, методы и средства реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска

Использовать технологии формирования у детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска жизненных компетенций, социальной адаптации

Планировать и реализовывать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации детьми раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детьми группы риска

Использовать методы, приемы и средства работы по предупреждению и преодолению нежелательных, недопустимых форм поведения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска

Проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска с окружающими

Анализировать предоставленную родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска документацию (выписка, медицинская карта, результаты обследований, индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида)

Анализировать и интерпретировать результаты психолого-педагогической оценки развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей группы риска, запрос родителей и их потребности в целях определения необходимости оказания ранней коррекционной помощи

Анализировать и интерпретировать результаты оценки потребностей и ресурсов семьи ребенка раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, и ребенка группы риска, особенностей взаимодействия близкого взрослого и ребенка

Применять в процессе оказания ранней коррекционной помощи специальные технологии, образовательные дидактические средства, специальные устройства, цифровые образовательные ресурсы с учетом особых образовательных потребностей, варианта развития и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью и детей группы риска

Предупреждать трудности во взаимодействии (общении) родителей и детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, детей группы риска

Использовать технологии, методы и приемы коррекции неблагополучия во взаимодействии (общении) родителей и детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью и детей группы риска

Использовать технологии и методики развития взаимопомощи и поддержки родителя родителем; технологии и методики оказания психолого-педагогической помощи семье и ребенку за счет ближайшего социального окружения семьи и ребенка раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, ребенка группы риска

Работать в междисциплинарной команде специалистов, сопровождающих детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска и их семьи

Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам оказания психолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детям группы риска, включая электронный документооборот

Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога

Осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач социальной адаптации детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска

Использовать возможности межведомственного взаимодействия в профессиональной деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детям группы риска

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах детей-инвалидов, детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога

Основные направления комплексной реабилитации детей-инвалидов раннего и дошкольного возраста

Теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения

Специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью и детей группы риска

Способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм поведения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью и детей группы риска

Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, детям группы риска в разных институциональных условиях

Вспомогательные технические средства, ассистивные средства и технологии, в том числе технологии альтернативной и дополнительной коммуникации для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью

Технологии и методы профилактики социальной дезадаптации детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска

Методические основы семейного воспитания, этические нормы взаимодействия с семьей воспитанника раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, ребенка группы риска

Нормы профессиональной этики и деонтологии в дефектологии

Основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детям группы риска

Другие характеристики

-