Срок действия документа ограничен 1 сентября 2029 года.

3.4.1. Трудовая функция

Наименование

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями зрения на разных уровнях образования

Код

D/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала номер

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка, корректировка, реализация совместно адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с нарушениями зрения

Организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями зрения с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Организация деятельности обучающихся с нарушениями зрения по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по овладению рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля

Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями зрения в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья

Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с нарушениями зрения, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой коррекционной работы

Отбор программно-методических и учебно-дидактических материалов и их использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями зрения

Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями зрения с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы

Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями зрения, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве

Обеспечение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы соблюдения требований профилактического охранительного режима, учитывающего допустимые зрительные нагрузки для обучающихся с нарушениями зрения в соответствии с индивидуальными медицинскими рекомендациями

Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями зрения к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе

Необходимые умения

Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями зрения в организации образовательного процесса

Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями зрения в соответствии с их особыми образовательными потребностями, особенностями здоровья

Применять тифлопедагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями зрения, в том числе приемы изложения учебного материала, позволяющие осуществлять его запись рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля

Организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями зрения с окружающими

Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы, в том числе тифлотехнические устройства, дидактические средства, цифровые образовательные ресурсы, с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями зрения

Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры, к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями зрения

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями зрения

Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями зрения самостоятельности и активности в решении образовательных задач

Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями зрения

Вести профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с нарушениями зрения, включая электронный документооборот

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями зрения

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями зрения

Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с нарушениями зрения

Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях зрения

Клинико-психолого-педагогические особенности слепых, слабовидящих обучающихся разного возраста, обучающихся с функциональными нарушениями зрения, в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития)

Медико-биологические основы, тифлопедагогические и офтальмологические классификации нарушений зрения

Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения разных возрастных групп и способы их реализации

Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам коррекционной работы для обучающихся с нарушениями зрения

Принципы и подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании обучающихся с нарушениями зрения

Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы обучающимися с нарушениями зрения с учетом их индивидуально-типологических особенностей

Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с нарушениями зрения

Специальные тифлопедагогические технологии коррекционно-развивающего обучения обучающихся с нарушениями зрения, технологии невизуального доступа к информации, в том числе к цифровым образовательным ресурсам

Основы чтения и письма рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля; основы и принципы изготовления и использования рельефно-графических пособий для обучающихся с нарушениями зрения

Офтальмо-эргономические основы организации образовательного процесса; приемы безопасного сопровождения обучающихся с нарушениями зрения

Правила пользования тифлотехническими средствами и ассистивными технологиями для обучающихся с нарушениями зрения

Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога

Основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога

Другие характеристики

-