Обзор судебной практики по вопросам налогообложения имущества за 9 месяцев 2023 года направлен Письмом ФНС России от 18.10.2023 N БС-4-21/13298@.

2) Определение Конституционного Суда от 31.01.2023 N 210-О

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, общество) оспорило конституционность пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса, согласно которому налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса, и пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Кодекса, устанавливающих критерии административно-деловых и торговых центров (комплексов) для целей исчисления и уплаты налога на имущество с учетом их кадастровой стоимости.

ООО оспорило в судебном порядке утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в части включения в них объектов, принадлежащих ООО). Вступившими в законную силу судебными актами требования ООО частично были удовлетворены. Суды согласились с доводами ООО о том, что часть принадлежащих обществу объектов недвижимого имущества не соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса. При этом по ряду спорных зданий суды указали на законность включения их в названные перечни, поскольку данные объекты предназначены, в частности, для размещения торговых объектов.

По мнению ООО, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 19 (часть 1) и 57 Конституции, поскольку позволяют произвольно без учета фактического использования здания (помещений в нем) относить его к объектам недвижимого имущества, подлежащим налогообложению исходя из их кадастровой стоимости.

Конституционный Суд не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституционным Судом указано, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса. Тем самым для таких случаев федеральный законодатель определил существенный элемент налогового обязательства по налогу на имущество организаций - налоговую базу как кадастровую стоимость объектов недвижимости, указанную в ЕГРН.

Конституционным Судом обращено внимание, что он ранее неоднократно отмечал, что положения статьи 378.2 Налогового кодекса, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость (определения от 23.06.2015 N 1259-О, от 26.11.2018 N 3058-О, от 19.12.2019 N 3525-О, от 30.01.2020 N 8-О и др.).

При этом Конституционный Суд в Постановлении от 12.11.2020 N 46-П признал подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса не противоречащим Конституции, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

Положения статей 375 и 378.2 Налогового кодекса не лишают налогоплательщиков возможности при разрешении споров представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным оспариваемым регулированием.