Обзор судебной практики по вопросам налогообложения имущества за 9 месяцев 2023 года направлен Письмом ФНС России от 18.10.2023 N БС-4-21/13298@.

1) Определение Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд) от 31.01.2023 N 204-О

Физическое лицо оспорило конституционность пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс), согласно которому в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как следует из представленных материалов, физическое лицо оспорило в судебном порядке бездействие налогового органа (по мнению физического лица, не были актуализированы сведения об уплате земельного налога за 2015 - 2018 годы) и просило суд обязать налоговый орган выставить налоговое уведомление.

Решением арбитражного суда, с которым согласились вышестоящие суды, в удовлетворении заявления физического лица было отказано. Как указали суды, прежде физическому лицу уже направлялись налоговые уведомления, подлежащие исполнению. При этом требование физического лица о выставлении нового налогового уведомления фактически преследует противоправную цель уклониться от уплаты земельного налога за спорные периоды, поскольку в силу закона такое налоговое уведомление может содержать суммы подлежащего уплате налога только за три предшествующих налоговых периода. Ранее налоговым органом был осуществлен перерасчет налоговых обязательств физического лица, что повлекло доначисление земельного налога за 2015 - 2018 годы (физическое лицо в спорный период осуществляло предпринимательскую деятельность, не подтвердило право на применение пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, имеющих разрешенный вид использования - для дачного строительства (дачного хозяйства).

По мнению физического лица, оспариваемое законоположение не соответствуют статье 57 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция), поскольку позволяет не доводить до налогоплательщика сведения о действительном размере налогового обязательства.

Конституционный Суд не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституционный Суд отметил, что в ряде случаев (в частности, при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса).

При этом Налоговым кодексом установлен срок, в пределах которого налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление - не позднее 30 дней до наступления срока платежа (пункт 2 статьи 52).

Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, преследует цель своевременного и безошибочного исполнения конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.

Следовательно, оспариваемое положение пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса, регламентирующее процедуру направления налогового уведомления, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права физического лица в указанном им аспекте.