Документ вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением отдельных положений.

Статья 2

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 13, ст. 1078; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 7, ст. 901; N 15, ст. 2023; 2012, N 31, ст. 4318; 2013, N 23, ст. 2882; 2014, N 30, ст. 4254; 2015, N 29, ст. 4356, 4379, 4380; 2016, N 1, ст. 82; N 27, ст. 4160, 4224; 2017, N 50, ст. 7547; 2018, N 1, ст. 75; N 32, ст. 5105; 2020, N 14, ст. 2018; 2021, N 24, ст. 4188, 4226; N 27, ст. 5159; N 50, ст. 8407; 2022, N 1, ст. 57; N 12, ст. 1783; N 48, ст. 8325; N 52, ст. 9377; 2023, N 1, ст. 24) следующие изменения:

1) в абзаце втором преамбулы слова "авиационной и" исключить;

2) в статье 5:

а) слово "Воздушное" заменить словами "1. Воздушное";

б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

"2. Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.";

3) в подпункте 5 пункта 1 статьи 7.1 слова "обеспечения авиационной безопасности," исключить;

4) в статье 8:

а) в абзаце первом пункта 3 слова "обеспечение авиационной безопасности," исключить;

б) пункт 3.1 признать утратившим силу;

КонсультантПлюс: примечание.

П. 5 ст. 2 вступает в силу с 01.09.2023.

5) пункт 4 статьи 44 изложить в следующей редакции:

"4. Аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов, государственных воздушных судов и (или) воздушных судов экспериментальной авиации, а также аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к аэродромам гражданской авиации, с учетом установленных настоящей статьей особенностей.

Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования разделяются на сектора гражданской, государственной и (или) экспериментальной авиации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, уполномоченным органом в области обороны, уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Деятельность в границах секторов гражданской, государственной и экспериментальной авиации осуществляется в соответствии с законодательством в области гражданской, государственной и экспериментальной авиации соответственно.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 6 ст. 2 вступает в силу с 01.09.2023.

6) статью 48 изложить в следующей редакции:

"Статья 48. Требования к аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Требования к светосигнальному и метеорологическому оборудованию, устанавливаемому на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническому оборудованию и оборудованию авиационной электросвязи, используемым для обслуживания воздушного движения

Требования к аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, требования к светосигнальному и метеорологическому оборудованию, устанавливаемому на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническому оборудованию и оборудованию авиационной электросвязи, используемым для обслуживания воздушного движения, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 7 ст. 2 вступает в силу с 01.09.2023.

7) статью 49 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7. Правила эксплуатации аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов, правила борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";

8) в статье 52:

а) в абзаце первом пункта 1 слова "или авиационной безопасности" исключить;

б) пункт 4 признать утратившим силу;

9) в пункте 1 статьи 58:

а) в подпункте 2 слова "и сотрудникам службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия)" исключить;

б) в подпункте 3 слова "При отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности командир воздушного судна имеет право проводить предполетный досмотр лиц и объектов, указанных в статье 85 настоящего Кодекса" заменить словами "При отсутствии подразделений транспортной безопасности, осуществляющих защиту от актов незаконного вмешательства, указанную в пункте 2 статьи 5 настоящего Кодекса, командир воздушного судна имеет право проводить досмотр, предусмотренный законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности";

10) дополнить статьей 58.2 следующего содержания:

"Статья 58.2. Права членов экипажа воздушного судна в случае совершения противоправных действий на борту воздушного судна

1. Члены экипажа воздушного судна на основании распоряжения командира воздушного судна имеют право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.

2. При пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, члены экипажа воздушного судна имеют право применять специальные средства сдерживания, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 58 настоящего Кодекса.

3. Порядок действий членов экипажа воздушного судна при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, и правила применения специальных средств сдерживания, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 58 настоящего Кодекса, устанавливаются Правительством Российской Федерации.";

11) главу XII признать утратившей силу;

12) в подпункте 1 пункта 7 статьи 106.1 слова "предполетного и послеполетного досмотров" заменить словами "досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности";

13) пункт 1 статьи 107.1 дополнить абзацем следующего содержания:

"В целях ведения реестров лиц, воздушная перевозка которых ограничена, перевозчики осуществляют обработку персональных данных пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.".

Ст. 2