<Письмо> ФАС России от 18.10.2022 N ВК/95814/22 <О порядке формирования платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения в части возможности включения в состав платы отдельного физического лица строительства распределительных сетей водоснабжения и водоотведения за пределами границ его земельного участка>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 18 октября 2022 г. N ВК/95814/22

Федеральная антимонопольная служба в целях исполнения пункта 7 раздела 2 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2022 году, утвержденного приказом ФАС России от 02.06.2022 N 423/22, направляет разъяснения о порядке формирования платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения в части возможности включения в состав платы отдельного физического лица строительства распределительных сетей водоснабжения и водоотведения за пределами границ его земельного участка.

1. В соответствии с пунктом 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), а также при наличии письменного согласия заявителя в случае, предусмотренном Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 30.11.2021 N 2130 (далее - Правила подключения), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на реализацию мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно пункту 48 Правил подключения при отсутствии технической возможности подключения на момент обращения заявителя с заявлением о подключении и при отсутствии в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о подключении обязан направить заявителю (за исключением заявителей, указанных в пункте 47 Правил подключения) письменное извещение об отсутствии технической возможности подключения и отсутствии в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, с предложением о внесении заявителем платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке с учетом необходимости реализации мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения подключаемого объекта (за исключением отсутствия технической возможности подключения при несоблюдении условий, указанных в подпункте "г" пункта 44 Правил подключения).

Заявитель в течение 5 рабочих дней со дня получения от исполнителя извещения, указанного в абзаце первом пункта 48 Правил подключения, обязан направить исполнителю письменный ответ с указанием о выборе заявителем одного из следующих вариантов решений:

о согласии с предложением о внесении платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке;

об отказе от предложения о внесении платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке, с внесением в этом случае платы за подключение, рассчитанной исходя из тарифа на подключение, и с осуществлением мероприятий по подключению после внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя;

об отказе от подключения подключаемого объекта.

Таким образом, нормы, указанные в пункте 48 Правил подключения, являются императивными. Исполнитель, в случае отсутствия технической возможности подключения, обязан направить заявителю извещение, указав в нем информацию, предусмотренную пунктом 48 Правил подключения. Действия исполнителя, выразившиеся в ненаправлении обозначенной информации, содержат признаки нарушения действующего законодательства.

2. В соответствии с пунктом 49 Правил подключения при отсутствии технической возможности подключения и при отсутствии в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (за исключением отсутствия технической возможности подключения при несоблюдении условий, указанных в подпункте 4 пункта 44 Правил подключения), исполнитель в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления о подключении в случае получения от заявителя письменного ответа о выборе заявителем варианта решения, указанного в абзаце третьем пункта 48 Правил подключения (о согласии с предложением о внесении платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке), обращается в орган регулирования тарифов об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке, предусмотренном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила регулирования).

Согласно пункту 51 Правил подключения в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение или решения органа регулирования тарифов об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке заключение договора о подключении откладывается соответственно до момента установления тарифов на подключение или установления платы за подключение в индивидуальном порядке.

Таким образом, само по себе отсутствие тарифов на подключение на дату обращения заявителя с заявкой на заключение договора технологического присоединения не является нарушением. При этом Правила подключения жестко регламентируют сроки направления ресурсоснабжающей организацией заявления об установлении индивидуальной платы за подключение.

Следовательно, необращение исполнителя (регулируемой организации) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в установленный срок со дня получения от заявителя письменного ответа о выбора варианта подключения, указанного в абзаце третьем пункта 48 Правила подключения, с предложением об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке имеет признаки нарушения антимонопольного законодательства и установленного порядка ценообразования.

3. В соответствии с пунктом 37 Правил подключения по согласованию с исполнителем заявитель вправе обеспечить архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных за границами принадлежащего ему земельного участка, в целях подключения объекта капитального строительства.

В случае подключения многоквартирного дома по обращению заявителя к исполнителю мероприятия (в том числе технические) по подключению осуществляются заявителем в пределах границ принадлежащего ему земельного участка при условии согласования порядка и условий осуществления таких действий (в том числе согласования технической документации) с исполнителем.

По обращению заявителя к исполнителю точка подключения многоквартирного дома в договоре о подключении определяется на границе земельного участка заявителя при условии согласования с исполнителем.

Заявитель в обязательном порядке сообщает исполнителю о намерении выполнить действия, указанные в абзацах первом и (или) втором пункта 37 Правил подключения, не позднее 15 дней со дня заключения договора о подключении.

В случае отсутствия указанного сообщения исполнитель осуществляет архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных в пределах границ и за границами принадлежащего заявителю земельного участка (от точки подключения объекта капитального строительства заявителя до точки подключения на существующих объектах централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения).

В случае обращения заявителя к исполнителю об осуществлении заявителем мероприятий (в том числе технических) по подключению в пределах границ принадлежащего ему земельного участка не допускается отказ исполнителя от заключения договора гражданско-правового характера, предусматривающего осуществление заявителем мероприятий (в том числе технических) по подключению в пределах границ принадлежащего заявителю земельного участка (за пределами сети инженерно-технического обеспечения дома), указанного в абзаце шестом пункта 37 Правил подключения.

Учитывая изложенное, законодатель прямо установил, что регулируемая организация не может отказать заявителю в осуществлении им самостоятельно мероприятий по подключению в границах принадлежащего заявителю земельного участка.

При этом нормы, предусматривающие осуществление заявителем мероприятий по подключению за пределами границ своего земельного участка, являются диспозитивными. Правилами подключения не установлена обязанность ресурсоснабжающей организации в согласовании исполнения таких мероприятий со стороны заявителя.

Таким образом, возможность их применения наступает только при достижении согласия обеими сторонами правоотношений.

Отказ ресурсоснабжающей организации в осуществлении заявителем строительства сетей водоснабжения и (или) водоотведения за пределами границ земельного участка заявителя не может рассматриваться на предмет нарушения Правил подключения.

В случае, указанном в абзацах первом и втором пункта 37 Правил подключения, исполнитель и заявитель помимо договора о подключении заключают возмездный договор гражданско-правового характера в порядке и на условиях, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации. В такой договор должны быть включены в том числе положения, предусматривающие:

обязанность заявителя предоставить исполнителю беспрепятственный круглосуточный доступ к строящимися или реконструируемым заявителем объектам централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, документацию о выполнении заявителем работ для проверки исполнителем хода и качества выполнения работ заявителем (в порядке, согласованном заявителем в договоре);

обязанность заявителя передать исполнителю созданные (реконструированные) заявителем в результате проведения работ, определенных договором, объекты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

обязанность исполнителя принять созданные (реконструированные) заявителем в результате проведения работ, определенных договором, объекты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

ответственность сторон за ненадлежащее выполнение обязательств, в том числе по срокам оплаты, срокам передачи и принятия объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Обращаем внимание на необходимость в рассматриваемом случае заключения нескольких договоров между заявителем и исполнителем (договора подключения и иного(ых) договора(ов), в соответствии с которым заявителем будут выполнены работы по созданию и передаче соответствующего объекта).

Навязывание исполнителем заявителю заключения исключительно возмездного гражданско-правового договора (подменяющего собой договор технологического присоединения) является нарушением действующего законодательства.

ФАС России отмечает, что отдельного порядка расчета платы за подключение к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в случае, если между заявителем и исполнителем заключен договор, предусмотренный пунктом 37 Правил подключения, действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, расчет платы за подключение осуществляется в соответствии с положениями раздела X Основ ценообразования.

Расчет платы за подключение осуществляется исполнителем исходя из установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) ставок тарифа на подключение или платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке. Применение исполнителем при расчете платы за подключение иных ставок и (или) расценок, не установленных в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, является нарушением установленного порядка ценообразования и положений антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, плата за подключение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения не ставится в зависимость от заключенного впоследствии между сторонами гражданско-правового договора.

4. Статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, нарушения организациями водопроводно-канализационного хозяйства положений Правил подключения образуют состав указанной статьи.

При этом объектом нарушения выступают права и законные интересы конкретного физического или юридического лица.

Статья 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит специальный состав правонарушения по отношению к статье 10 Закона о защите конкуренции и не зависит от негативных последствий, указанных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем действия ресурсоснабжающей организации, выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения, могут быть рассмотрены на предмет нарушения антимонопольного законодательства в случае, если затронуты права неопределенного круга потребителей (например, включение в типовой договор подключения к системам водоснабжения и (или) водоотведения, размещенный на официальном сайте организации в информационно-коммуникационной сети "Интернет", являющийся публичной офертой для заявителей, невыгодных условий договора).

В.Г.КОРОЛЕВ