6.2. Работы по созданию сайта

6.2.1. Создание сайта - жизненный цикл проекта, включающий следующие этапы:

- постановка задачи;

- разработка технического задания;

- создание дизайн-макета сайта;

- верстка сайта;

- программирование и настройка CMS;

- наполнение сайта;

- выбор хостинга и размещение сайта в Интернете;

- сдача сайта в эксплуатацию;

- продвижение (раскрутка) сайта;

- ежедневная поддержка сайта;

- сбор и анализ статистики, отзывов пользователей и т.д.

По результатам собранного в процессе эксплуатации фидбэка ставятся новые задачи по обновлению сайта, добавлению на него новых разделов или сервисов, и цикл начинается заново.

6.2.2. На этапе постановки задачи определяются цели создания сайта, целевые посетители и круг задач, которые должны быть решены с помощью сайта.

Как показали данные опроса, проведенного в 2022 г. в рамках подготовки настоящих Методических рекомендаций, среди посетителей сайтов архивных учреждений Российской Федерации можно выделить следующие группы пользователей: "архивисты", "лица, интересующиеся своей генеалогией", "энтузиасты, изучающие историю", "профессиональные историки", "коммерческие генеалоги", "преподаватели", "студенты" и "представители СМИ". На удовлетворение информационных потребностей пользователей именно этих категорий и должны быть ориентированы сайты архивных организаций <23>. На основе круга задач сайта формулируются требования к CMS, после чего принимается решение об использовании какой-либо из существующих систем или о разработке своей уникальной CMS.

--------------------------------

<23> Подробнее об информационных потребностях указанных категорий пользователей см.: Боброва Е.В. Архивные информационные ресурсы: результаты опроса пользователей//Отечественные архивы. 2022. N 4. С. 35 - 45.

6.2.3. Техническое задание (ТЗ) - документ, который описывает требования к будущему сайту, его предполагаемый вид, составные части, устройство, функциональность и предназначение, а также регламентирует процесс его создания.

ТЗ отвечает на следующие вопросы: что будет делаться, кем, как именно и когда. И главное - зачем. ТЗ нужно прежде всего заказчику. Практика показывает, что зачастую написание ТЗ отдают потенциальному исполнителю. Это неправильное решение.

Задача ТЗ - свести к минимуму "разницу" между представлениями о проекте двух сторон: заказчика и исполнителя. ТЗ не должно и не может свести "разницу" к нулю. И "разница", и ТЗ имеют свою стоимость, выраженную не только в денежном эквиваленте, но и в трудозатратах. Стоимость "разницы" - стоимость изначально неоговоренных (непрописанных) доработок, стоимость ТЗ - стоимость разработки ТЗ. Чем более подробное и детализированное ТЗ подготовлено, тем выше его стоимость, но тем меньше величина и стоимость "разницы", и наоборот. В какой-то момент становится дешевле в конце работы учесть возникшие дополнительные пожелания заказчика, чем доводить до совершенства ТЗ.

6.2.4. Техническое задание содержит перечень работ, которые должны быть выполнены. Поэтому в ТЗ должны быть заложены метрики (объективные оценки степени и качества исполнения), позволяющие определить, выполнил ли исполнитель тот или иной пункт работ. Рекомендуется использовать в ТЗ формулировки, которые указывают, что должно быть выполнено (например, "сайт должен содержать", "должна быть возможность"). "Все, что не оговорено, выполняется по усмотрению исполнителя" - эта фраза тоже должна присутствовать в ТЗ.

6.2.5. Структура ТЗ на создание сайта обычно состоит из следующих разделов:

1. Введение.

2. Эксплуатационное назначение.

3. Функциональное назначение.

4. Термины и определения.

5. Типы данных.

6. Функциональные характеристики.

7. Страницы.

8. Требования к надежности.

9. Требования к хостингу.

10. Наполнение контентом.

11. Сдача и приемка.

6.2.6. Этап создания дизайн-макета сайта состоит из следующих шагов:

- предоставление заказчику оговоренного ранее с ним количества различных по концепции макетов главной страницы;

- доработка и согласование выбранного варианта концепции;

- создание макетов внутренних типовых страниц, в том числе и для мобильной версии сайта;

- доработка и согласование каждой из типовых страниц.

В случае отсутствия на макете наполнения (контент должен предоставить заказчик) его временно можно заполнить демо-текстом и демо-изображениями. При этом все элементы дизайна, в том числе навигация, должны быть прорисованы.

6.2.7. На этапе верстки сайта происходит чисто техническая работа, выполняемая верстальщиком и программистом, при которой должны соблюдаться следующие правила:

- "понятный" код - чем код будет меньше и грамотнее, тем сайт загрузится быстрее;

- валидность (корректность) - выполнение этого условия позволит без труда разобраться с кодом стороннему специалисту. Проверка HTML-кода сайта на валидность осуществляется с помощью специального инструмента от W3C (https://validator.w3.org/). Проверить код можно, указав URL сайта, загрузив часть кода или файл с ним;

- кроссбраузерная верстка (Cross-Browser) - адекватное отображение сайта в наиболее популярных у пользователей в момент создания сайта веб-обозревателях (подробнее об этом см. в подразделе 4.3.10 Методических рекомендаций).

6.2.8. Настройка CMS заключается в настройке шаблонов, определяющих внешний вид (дизайн) сайта, а также всех модулей и компонентов, необходимых для работы сайта. В результате выполнения работ на этом этапе возникает полностью рабочий сайт, но без какого-либо информационного наполнения.

6.2.9. Наполнение сайта изначально оговаривается в ТЗ в разделе "Наполнение контентом". В этом разделе необходимо указать, какой объем наполнения контентом должен выполнить исполнитель. Необходимый минимум - создать тот контент, который позволит заказчику начать эксплуатацию сайта или хотя бы создать учетную запись для администратора сайта, и передать заказчику логин и пароль для управления сайтом.

Возможен вариант, когда наполнением сайта в полном объеме занимается исполнитель, но он выполняет эту работу как отдельную уже после сдачи сайта в эксплуатацию в рамках дополнительного соглашения.

6.2.10. О выборе хостинга см. подраздел 6.3 Методических рекомендаций.

6.2.11. На этапе сдачи сайта в эксплуатацию необходимо выполнить следующие действия:

- провести настройку создания резервных копий и их проверку;

- подключить все необходимые сервисы: оплата, СМС-сообщение, почтовые аккаунты и т.д.;

- провести смену тестовых паролей на рабочие (пароли к учетной записи администратора, БД, серверу);

- подготовить документацию для администрирования и дальнейшего сопровождения сайта;

- подключить сайт к сервисам поисковых систем (о Яндекс.Вебмастер см. в пункте 6.6.2 Методических рекомендаций) и сервисам сбора интернет-статистики (см. пункты 6.6.1 и 6.6.3 Методических рекомендаций);

- подготовить регламенты по обслуживанию сайта;

- провести тестирование всей функциональности от лица типичного пользователя системы на предмет юзабилити сайта, корректности работы сервисов, правильного отображения в различных браузерах и при различном разрешении;

- протестировать сайт на предмет нагрузки;

- проверить тексты на наличие ошибок (орфография, стилистика, непонятные термины).

По завершении всех работ по тестированию необходимо оформить акт сдачи-приемки работ - документ, фиксирующий завершение выполнения договора. Подписывается исполнителем и заказчиком и является основанием для оплаты.

6.2.12. При проведении работ по модернизации сайта, созданию на нем новых разделов или функционала необходимо предусмотреть наличие тестового программно-аппаратного комплекса, на котором будет проверяться корректность работы новых модулей сайта, прежде чем они будут размещены на самом сайте.

6.2.13. Об описании работ по продвижению ("раскрутке") сайта см. в подразделе 6.4 Методических рекомендаций.

6.2.14. О поддержке сайта см. подраздел 6.5 Методических рекомендаций.

6.2.15. Об интернет-статистике и ее анализе см. пункт 6.6.1 Методических рекомендаций.