6.6.3. Яндекс.Метрика

6.6.3.1. Яндекс.Метрика (https://metrika.yandex.ru/) - инструмент интернет-статистики, который помогает получать наглядные отчеты, записи действий посетителей, отслеживать источники трафика и оценивать эффективность онлайн- и офлайн-рекламы. С помощью Яндекс.Метрики можно просматривать не только все типы отчетов, упомянутые в подпункте 6.6.1.9, но и ряд редких отчетов, которые описаны ниже.

6.6.3.2. У Яндекса есть услуга быстрой и бесплатной настройки (базовые настройки) Яндекс.Метрики (https://yandex.ru/promo/freeservice/metrica?utm_source=help_metrica_ru&utm_ medium=cpc&utm campaign=1).

6.6.3.3. Доступ к статистике в Яндекс.Метрике можно получить разными способами. Для этого разработчики инструмента предлагают использовать различные плагины, позволяющие осуществлять удобный доступ к статистике через различные популярные CMS или просто в веб-обозревателе (https://metrika.yandex.ru/about/info/integrations).

6.6.3.4. Некоторые термины, использующиеся в Яндекс.Метрике:

Визит (сессия) - последовательность действий (активность) одного посетителя на сайте (на одном счетчике). Активностью посетителя считаются: просмотры страниц, переходы по внешним ссылкам, загрузки файлов. Визит завершен, если активность отсутствует в течение некоторого времени (по умолчанию 30 мин). Можно указать другое время с помощью опции "тайм-аут визита".

Внешний переход - переход, совершенный посетителем с вашего сайта на какой-либо другой сайт по внешней ссылке.

Внешняя ссылка - ссылка, которая размещена на вашем сайте и ведет на сторонний сайт.

Время на сайте - разница по времени между первым и последним событием в визите. К событиям относятся просмотры, переходы по внешним ссылкам, скачивания файлов и достижения целей.

Глубина просмотра - количество просмотров страниц сайта в одном визите.

Группировка - атрибут действий посетителей, зафиксированных счетчиком (например, визит, просмотр, внешний переход, загрузка файла и др.). По атрибуту группируются данные, переданные в отчет.

Достижение цели - выполнение заданного в параметрах цели условия в рамках одного визита посетителя.

Загрузка страницы - процесс отображения содержимого страницы сайта. Загрузка состоит из нескольких этапов: обработка запросов к DNS; обработка редиректов; подключение к серверу; ответ сервера; обработка HTML.

Загрузка файла - факт начала скачивания пользователем файла, который размещен на сайте.

Источник - способ попадания посетителя на сайт: по рекламному объявлению, из результатов поиска, из социальной сети и др.

Конверсия - доля целевых визитов в общем числе визитов.

Метрика - числовая величина, которая рассчитывается на основе атрибута визита или просмотра. Эта величина может быть общей или средней. Например, просмотры рассчитываются как сумма значений, глубина просмотра - как среднее значение.

Номер счетчика - уникальный номер, однозначно идентифицирующий связанное со счетчиком хранилище данных. Присваивается системой автоматически во время создания счетчика и не может быть изменен. Указывается при инициализации счетчика на странице сайта.

Отказ - визит считается отказом, если для него одновременно выполнены следующие условия: за время визита зафиксировано не больше одного просмотра страницы; продолжительность визита меньше заданного для расчета отказов времени (по умолчанию 15 с).

Посетитель - пользователь Интернета, который зашел на сайт в течение определенного промежутка времени. Посетители учитываются по анонимным идентификаторам браузеров, которые сохраняются в cookies. Посетитель, который вернулся на сайт после удаления cookies, считается новым.

Посетитель кросс-девайс - посетитель, определенный Яндекс.Метрикой с учетом данных о разных браузерах одного и того же человека.

Просмотр ("хит") - загрузка страницы сайта при переходе посетителя на нее. К просмотрам также относятся перезагрузка страницы, обновление AJAX-сайтов и т.д.

Прямой заход - переход посетителя на сайт по введенному в строку браузера адресу, по сохраненной ссылке и т.д.

Робот - программы, которые обходят сайт с определенной целью. Например, для индексирования сайта или проверки его работы. Некоторые роботы представляются (передают имя в User Agent); другие - маскируются под реальных посетителей. Их визиты Яндекс.Метрика определяет по поведению и иным техническим характеристикам. Такие роботы называются роботами по поведению.

Сегмент - часть визитов или просмотров, выделенная по какому-либо формальному признаку (например, по количеству просмотренных страниц).

Счетчик - JavaScript-код, с помощью которого сервис собирает статистические данные. Также это учетная единица Яндекс.Метрики - контейнер, в который собирается вся информация о визитах на сайт, на который установлен счетчик.

Целевой визит - визит, в рамках которого произошло достижение цели.

Целевой посетитель - посетитель, выполнивший условие, заданное в параметрах цели.

Цель - действие посетителя, в котором заинтересован владелец сайта: просмотр конкретной страницы, нажатие на определенный элемент (например, кнопку "Оформить заказ").

ClientID - идентификатор уникального посетителя сайта, который Яндекс.Метрика задает автоматически.

6.6.3.5. В Яндекс.Метрике есть сервис "Статистика переходов по QR-кодам". Посетитель сканирует QR-код камерой мобильного телефона и переходит на сайт. Для генерации QR-кода существуют специальные сервисы, например генератор Яндекса (https://qr.yandex.ru/).

QR-код можно размещать как в электронном виде, так и на бумаге и других материальных носителях. Яндекс.Метрика позволяет отслеживать переходы на сайт с разных носителей QR-кода, поэтому ее можно использовать, например, для учета доступа к ЭФП, оплаченному с помощью QR-кода.

6.6.3.6. Яндекс.Метрика может присылать еженедельный отчет по отдельным показателям в виде сообщения в Telegram. Отчет содержит данные за период с понедельника по воскресенье и приходит по понедельникам. Отчет может содержать данные по следующим показателям: визиты, посетители, глубина просмотра, отказы, корзина, покупка, конверсии и достижения целей.

6.6.3.7. Яндекс.Метрика содержит отчет "Социальные сети", дающий возможность учитывать данные о переходах из социальных сетей, позволяет отследить поведение таких посетителей и измерить показатели конверсии.

6.6.3.8. Яндекс.Метрика содержит отчет "Мессенджеры", позволяющий учитывать данные о переходах посетителей на сайт из следующих мессенджеров: Skype; Telegram; Viber; WeChat; WhatsApp.

6.6.3.9. Яндекс.Метрика дает возможность использовать так называемые тепловые карты, которые наглядно демонстрируют, какие зоны сайта, разделы и формы представляют наибольший интерес для пользователей.

Данные визуализируются при помощи цветового градиента: теплые тона показывают места, к которым пользователи проявляют наибольший интерес, холодные цвета - места с наименьшим сосредоточением внимания. Такой инструмент определяет общую модель поведения посетителей на сайте.

Благодаря наглядной визуализации легко выявить недочеты в юзабилити и исправить имеющиеся ошибки. Например, можно обнаружить, что важные формы, разделы и другие элементы сайта расположены в неподходящих местах с низким уровнем пользовательского внимания.

В Яндекс.Метрике доступно три типа тепловых карт:

- карта кликов - инструмент для измерения и отображения статистики по кликам на вашем сайте. Карта отображает клики по всем элементам страницы (в том числе по тем, которые не являются ссылками). При этом можно увидеть не только взаимодействие посетителей с одной страницей, но и агрегированную статистику по группе страниц сайта. Например, получить статистику по отдельному разделу. Можно посмотреть статистику за год или меньший период;

- карта ссылок - инструмент для измерения статистики переходов по ссылкам на вашем сайте. Ссылки на карте подсвечиваются разными цветами в зависимости от их популярности. При клике на ссылку отображаются следующие данные: количество переходов по ссылке; доля переходов относительно других ссылок на странице;

- карта скроллинга - инструмент для анализа того, как распределяется внимание посетителей на определенных областях страниц сайта. Карта поможет подобрать оптимальную длину страниц и правильно разместить важную информацию. Карта показывает среднее время и количество просмотров определенного участка страницы, на который наведен курсор. Также можно получить статистику для группы страниц. Например, для отдельного каталога. Существует несколько режимов отображения карты: "Тепловая карта" - изменение времени просмотра страницы выделено зонами разного цвета; "Карта прозрачности" - области страницы, которые пользователь просматривал меньшее время, затемнены, области, которые просматривались большее время - более прозрачные. Минимум - минимальное время просмотра от общего времени просмотров выбранной страницы. Максимум - максимальное время просмотра от общего числа просмотров выбранной страницы. Данные для просмотра на такой карте хранятся 15 дней, включая текущий день.

Тепловые карты Яндекса отображаются только на тех страницах сайта, где установлен счетчик Яндекс.Метрики, а также если на сайте используется кодировка UTF-8.