Документ не применяется. Подробнее см. Справку

IV. Инвентаризация драгоценных металлов

4.1. Инвентаризация ДМ, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, вооружении и военной технике, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).

Инвентаризация ДМ проводится при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Плановые инвентаризации проводятся в установленные сроки независимо от внеплановых инвентаризаций и проверок, проводимых в течение отчетного периода или в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций.

4.2. Инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии ДМ, изделия из них, а также ДМ, находящиеся в составе любых материальных ценностей.

4.3. Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации создается комиссия из числа представителей администрации, работников бухгалтерской службы и других специалистов организации. Этим же приказом устанавливается порядок проведения, сроки начала и окончания инвентаризации, сличения ее результатов с данными учета и отражения их в учете и отчетности, а также представления на утверждение протокола заседания инвентаризационной комиссии.

В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся материальные ценности, подлежащие инвентаризации.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

В организациях, где из-за большого объема работ одной инвентаризационной комиссии недостаточно, назначаются центральная инвентаризационная комиссия и рабочие комиссии, на которые возлагается проведение инвентаризации в отдельных подразделениях. В состав рабочих комиссий в обязательном порядке включаются работники бухгалтерии организации. Работа рабочих комиссий организуется и контролируется центральной комиссией.

4.4. До начала инвентаризации бухгалтерия обязана закончить обработку всех документов по приходу и расходу ДМ, произвести в учетных документах записи, что все ценности учтены, и определить остатки на день инвентаризации.

У лиц, материально ответственных за сохранность вверенных им ценностей, до начала инвентаризации берется подписка о том, что все документы, относящиеся к приходу или расходу материальных ценностей, сданы в бухгалтерию и что никаких неучтенных материальных ценностей у них не имеется.

4.5. На время проведения инвентаризации операции по приему и отпуску материальных ценностей приостанавливаются.

При длительном проведении инвентаризации, в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера (руководителя финансового органа) организации, материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти материальные ценности заносятся в отдельную опись, а в расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии.

Материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и заносятся в отдельную опись. Описи прилагаются к протоколу заседания инвентаризационной комиссии.

4.6. В случаях, когда инвентаризация не может быть закончена в один день, допускается начало ее ранее, а окончание позднее первого числа. Результаты в этих случаях подлежат корректировке по состоянию на первое число. Если инвентаризация не закончена в тот же день, помещения при уходе инвентаризационной комиссии опечатываются печатями материально ответственного лица и председателя комиссии.

4.7. Сведения о фактическом наличии ДМ по каждому отдельному наименованию материальных ценностей записываются в инвентаризационные описи, составляемые не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается материально ответственному лицу. Комиссия отражает результаты инвентаризации в утвержденных Госкомстатом России типовых межведомственных формах N инв-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях", которые заполняются по всем предусмотренным в них реквизитам отдельно по местам хранения и использования материальных ценностей и материально ответственным лицам.

4.8. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и достоверность внесения в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии ДМ, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

4.9. Наличие ДМ в изделиях и материалах при инвентаризации определяется путем обязательной проверки наличия этих изделий и материалов, их состояния и сличения учетных данных бухгалтерии и материально ответственного лица, а имеющийся лом и растворы с ДМ обязательно взвешиваются. Материальные ценности предъявляются комиссии материально ответственным лицом.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия материальных ценностей в установленные сроки.

Наличие ДМ, находящихся в составе оборудования, и невозможности в момент инвентаризации проверки в натуре устанавливается по учетным, техническим документам или комиссионно.

Сведения о ДМ в изделиях, их содержащих, а также ломе и отходах, переданных в другие организации в переработку или находящихся в пути, но числящихся на учете организации, заносятся в отдельную опись, где указывается наименование организации, наименование материальных ценностей, количество, масса числящихся ДМ, дата передачи ценностей, номера и даты документов.

Сведения о материальных ценностях, не принадлежащих организации (находящихся на ответственном хранении или полученных для переработки, испытаний и пр.), заносятся в отдельную инвентаризационную опись.

4.10. Инвентаризационные описи могут быть выполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых материальных ценностей указывают в описи по номенклатуре, а их количество и массу в единицах измерения, принятых в учете. Масса ДМ указывается в химически чистых металлах.

На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества ДМ в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти материальные ценности показаны.

Исправление ошибок производится путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией материальных ценностей в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи материальных ценностей на ответственное хранение.

4.11. По окончании инвентаризации надлежаще оформленные описи фактического наличия ДМ по каждому материально ответственному лицу передаются в бухгалтерию для сличения фактических и учетных данных.

При выявлении отклонений от учетных данных бухгалтерией составляется сличительная ведомость. Инвентаризационная комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей.

По всем отклонениям инвентаризационной комиссией должны быть получены от соответствующих материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия определяет характер и причины выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета и вносит свои заключения и предложения по их регулированию, которые фиксируются в протоколе, утверждаемом руководителем организации.

4.12. На материальные ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, полученные для работ и т.д.), составляются отдельные сличительные ведомости, результаты инвентаризации сообщаются владельцам, выявленные расхождения регулируются совместно руководителями организаций.

4.13. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после окончания инвентаризации.

При выявлении расхождений между фактическими и учетными данными устанавливаются причины их возникновения и виновные в этом лица, а сами расхождения регулируются в следующем порядке:

- излишки подлежат оприходованию;

- недостачи ДМ не подлежат списанию на потери производства, а также на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтных работ при наличии утвержденных норм расхода. Руководитель организации обязан принять меры к выявлению причин этих потерь и недостач и привлечению виновных лиц к ответственности в установленном законодательством порядке.