МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 22 февраля 2023 г. N Исх-7816/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 3 <1>

--------------------------------

<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.

Полеты на вертолетах в горной местности сопровождаются дополнительными опасными факторами, связанными с изменением характеристик управляемости при взлетах и посадках на высокогорных площадках, а также с влиянием на полет метеорологических условий. В связи с этим необходимо обратить внимание, что в течение февраля 2023 года произошло 2 катастрофы с вертолетами в горной местности:

17.02.2023 в районе горы Пик Чехова (район Южно-Сахалинска) произошла катастрофа вертолета R-44II RA-04340 индивидуального предпринимателя (имеет сертификат на право выполнения авиационных работ).

На борту вертолета находились пилот и два пассажира. В установленное время пилот вертолета не вышел на радиосвязь, при этом было зафиксировано срабатывание маяка КОСПАС-САРСАТ.

При проведении поисково-спасательных работ вертолет был обнаружен разрушенным. В результате авиационного происшествия пилот вертолета и один пассажир погибли.

20.02.2023 в районе горы Топхан (Кемеровская область, район г. Междуреченск) произошла катастрофа вертолета AS-350B3 RA-04060 ООО "АэроГео".

На борту вертолета находился пилот и пять пассажиров. По предварительным данным, при посадке на подобранную с воздуха посадочную площадку произошло грубое приземление вертолета. Один пассажир погиб.

В приложении к настоящей информации по безопасности полетов приведены примеры авиационных происшествий и серьезных инцидентов с вертолетами, происшедших при полетах в горной местности. Следует обратить внимание на следующие факторы, приводившие к данным событиям:

выполнение полета на высоте менее безопасной, что при попадании в условия ограниченной видимости существенно повышает риск столкновения со склоном горы, в том числе при попытке выхода из района с неблагоприятными метеоусловиями;

неучет фактического полетного веса вертолета, значение которого не обеспечивает безопасного набора высоты, посадки и ухода на второй круг;

выбор маршрута полета без учета возможности преодоления перевалов и безопасного полета по ущелью,

воздействие на вертолет значительного ветрового потока и орографической турбулентности при полете в горной местности, в том числе на этапах взлета и посадки.

Предлагаю:

Руководителям территориальных органов Росавиации:

1. Довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации и владельцев воздушных судов авиации общего назначения.

2. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации и владельцам воздушных судов авиации общего назначения:

2.1. изучить информацию по безопасности полетов с летным составом, выполняющим полеты на вертолетах;

2.2. провести анализ достаточности содержащихся в руководстве по производству полетов процедур выполнения коммерческих воздушных перевозок пассажиров на вертолетах с посадками на подобранные с воздуха площадки, с учетом опасных факторов, приводивших к авиационным происшествиям и серьезным инцидентам в горной местности (пункт 2.7.2 ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации");

2.3. при подготовке к выполнению полетов на вертолетах в горной местности обращать внимание летного состава на ограничения и рекомендации руководства по летной эксплуатации, а также правила полетов, в том числе в части:

техники пилотирования при взлете (посадке) с высокогорных площадок, с учетом максимально допустимой взлетной (посадочной) массы, уменьшения запаса путевого управления, а также ограниченных размеров посадочных площадок;

учета внешних факторов, таких как неспокойная атмосфера (ветер переменного направления, турбулентность, сдвиг ветра), а также быстрое изменение погодных условий (закрытие гор облаками, туман, сильные ливневые осадки);

требований по минимальной ширине ущелья на высоте полета не менее 500 м и возможности выполнения разворота на 180° (пункт 3.111 ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации").

А.В.НЕРАДЬКО