Стандарт, утвержденный данным документом, применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

4.3. Предметные результаты освоения АООП

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Предметные результаты освоения АООП с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

Язык и речевая практика

Русский язык:

1) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

3) овладение основами грамотного письма;

4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

Чтение (Литературное чтение):

1) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

2) участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

3) представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем;

4) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

Речевая практика:

1) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;

3) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;

4) уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.

Возможные предметные результаты освоения АООП заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов.

Возможные предметные результаты должны отражать:

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация:

1) развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:

понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными <25>:

качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;

понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и другими).

3) умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:

мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;

умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;

умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатора, компьютерного устройства).

4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:

узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;

использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:

узнавание и различение образов графем (букв);

графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов.

6) чтение и письмо:

начальные навыки чтения и письма.

Математика

Математика и информатика:

1) элементарные математические представления о количестве, форме, величине предметов; пространственные и временные представления;

2) начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

3) навыки измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;

4) способность применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебно-практических, жизненных и профессиональных задач;

5) оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышления с использованием математической речи;

6) элементарные умения пользования компьютером.

Математика

Математические представления:

1) элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;

умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много).

2) представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:

умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

умение пересчитывать предметы в доступных пределах;

умение представлять множество двумя другими множествами в пределах пяти;

умение обозначать арифметические действия знаками;

умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

3) овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач:

умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами;

умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;

умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;

умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и другое;

умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Не предусматривается

Окружающий мир

Окружающий природный мир:

1) представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

интерес к объектам и явлениям неживой природы;

расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других);

представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;

умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2) представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

интерес к объектам живой природы;

расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние" и другие);

опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и другое).

3) элементарные представления о течении времени:

умение различать части суток, дни недели, месяцы; соотнесение месяцев с временем года;

представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

Человек:

1) представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других:

соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

представления о собственном теле;

отнесение себя к определенному полу;

умение определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы, желания;

умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы;

представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей:

умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и другое;

умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:

умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета);

умение следить за своим внешним видом.

4) представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:

представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Домоводство:

1) умение принимать посильное участие в повседневных делах дома:

умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола и другое;

умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне и другое;

соблюдение гигиенических и санитарных правил хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения;

умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.

Окружающий социальный мир:

1) представления о мире, созданном руками человека:

интерес к объектам, созданным человеком;

представления о доме, школе, расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и другое), транспорте и т.д.;

умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей:

представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);

представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) развитие межличностных и групповых отношений:

представление о дружбе, товарищах, сверстниках:

умение находить друзей на основе личных симпатий:

умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;

умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:

представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;

умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5) представления об обязанностях и правах ребенка:

представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и другое;

представления об обязанностях обучающегося, сына (дочери), внука (внучки), гражданина и другое.

6) представление о стране проживания - России:

представление о стране, народе, столице, больших и малых городах, месте проживания;

представление о государственной символике (флаг, герб, гимн);

представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

Естествознание

Мир природы и человека

1) знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;

2) знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы и умение их устанавливать;

3) владение доступными способами изучения природных явлений, процессов и некоторых социальных объектов.

Природоведение

1) знания о природе, взаимосвязи между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей природной среде;

2) использование усвоенных знаний и умений в повседневной жизни для решения практико-ориентированных задач;

3) развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром природы.

География

1) представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

3) умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;

3) элементарная картографическая грамотность, умение использовать географическую карту для получения географической информации в целях решения жизненных задач.

Биология

1) начальные представления о единстве растительного и животного миров, мира человека;

2) практические умения по выращиванию некоторых растений и уходу за ними (комнатными и на пришкольном участке); животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы;

3) знания о строении тела человека; формирование элементарных навыков, способствующих укреплению здоровья человека.

Не предусматривается

Человек и общество

Основы социальной жизни

1) навыки самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, необходимые в повседневной жизни;

2) знание названий, назначения и особенностей функционирования организаций, учреждений и предприятий социальной направленности;

3) умения обращаться в различные организации и учреждения социальной направленности для решения практических жизненно важных задач;

Мир истории

1) знание и понимание некоторых исторических терминов;

2) элементарные представления об истории развития предметного мира (мира вещей);

3) элементарные представления об истории развития человеческого общества.

История Отечества

1) первоначальные представления об историческом прошлом и настоящем России;

2) умение получать и историческую информацию из разных источников и использовать ее для решения различных задач.

Обществоведение

1) понимание значения обществоведческих и правовых знаний в жизни человека и общества;

2) формирование обществоведческих представлений и понятий, отражающих особенности изучаемого материала;

3) умение изучать и систематизировать информацию из различных источников;

4) расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления заданий, учебных и жизненных ситуаций, документальных материалов.

Этика

1) первоначальные этические представления;

2) определение собственного отношения к некоторым поступкам людей; их элементарная оценка.

Не предусматривается

Искусство

Музыка

1) владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения;

2) элементарный опыт музыкальной деятельности.

4.5.2. Рисование

1) элементарные эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусства;

2) овладение практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных видах рисования;

3) практические умения самовыражения средствами рисования.

Искусство

Музыка и движение

1) развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений:

интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах);

умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;

освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах;

умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.

2) готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях:

умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;

стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;

умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

1) освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни:

интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);

умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2) способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности:

положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;

стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;

умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) готовность к участию в совместных мероприятиях:

готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;

умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Физическая культура

Физическая культура (Адаптивная физическая культура)

1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры);

2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности;

3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта;

4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.

Физическая культура

Адаптивная физкультура

1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств);

освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений;

совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и другое.

2) соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения и другое;

повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.

3) освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езды на велосипеде, ходьбы на лыжах, спортивных игр, туризма, плавания:

интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка и другое;

умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и другое.

Технологии

Ручной труд

1) умения работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;

2) владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

3) сформированность организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);

4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.

Профильный труд

1) владение умениями на уровне квалификационных требований к определенной профессии, применение сформированных умений для решения учебных и практических задач;

2) знание правил поведения в ситуациях профессиональной деятельности и продуктивность межличностного взаимодействия в процессе реализации задания;

3) знание технологической карты и умение следовать ей при выполнении заданий;

4) знание правил техники безопасности и их применение в учебных и жизненных ситуациях.

Технологии

Профильный труд

1) овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия:

интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности (керамикой, батиком, печатью, ткачеством, растениеводством, деревообработкой и другими);

умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания;

умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности;

умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями, при изготовлении изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона;

умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.

2) обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким:

потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Итоговая аттестация осуществляется организацией по завершению реализации АООП в форме двух испытаний:

первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;

второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП осуществляется организацией.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.

Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов:

что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения важно учитывать, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже предметных областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

При оценке результативности обучения должны учитываться следующие факторы и проявления:

- особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

- выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ;

- в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям;

- при оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения разных групп детей могут осуществляться в оценочных показателях, а также в качественных критериях по итогам практических действий. Например: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет"; "узнает объект", "не всегда узнает объект", "не узнает объект";

- выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы;

- в случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его социально-эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты;

- итоговая аттестация осуществляется в течение двух последних недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в естественных и искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

Итоги освоения отраженного в СИПР содержания и анализ результатов обучения позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребенка, оценить динамику развития его жизненных компетенций.

Для оценки результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребенка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.

--------------------------------

<23> Пункт 19.8 раздела III ФГОС НОО.

<24> Пункт 25 раздела IV ФГОС НОО.

<25> Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса "Альтернативная коммуникация".