ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Рекомендациями ФАТФ понимание страной своих рисков ОД/ФТ является первоочередным элементом построения эффективной национальной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Для реализации данной задачи необходимо обеспечить глубокое и всестороннее понимание присущих стране рисков ОД/ФТ всеми участниками указанной системы - органами государственной власти, организациями и подотчетными субъектами.

Понимание рисков ОД/ФТ на национальном уровне также должно служить основой для определения наиболее эффективных мер их минимизации, установления приоритетности реализации мер и распределения ответственности участников национальной системы ПОД/ФТ. Это позволяет государственным органам и заинтересованным организациям определять и своевременно применять меры ПОД/ФТ, соразмерно установленным рискам, оптимизируя затраты ресурсов в целом - то есть использовать риск-ориентированный подход в своей деятельности.

В целях реализации данного подхода, в 2018 году Российская Федерация провела первую национальную оценку рисков ОД <3>, результаты которой были утверждены Межведомственной комиссией "высокого уровня" и опубликованы на сайте Росфинмониторинга.

--------------------------------

<3> Отчет о проведении НОР ОД 2018 года доступен на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (http://www.fedsfm.ru/preparation-fatf-fourth-round/national-risk-assessment).

При формировании настоящего отчета принимались во внимание результаты комплексной работы по выявлению и минимизации угроз, уязвимостей и рисков ОД, на постоянной основе проводимой российскими ведомствами и организациями в различных форматах.

Актуальность понимания Россией своих рисков ОД обеспечивается не только регулярным проведением НОР, но также и подготовкой Федеральной службой по финансовому мониторингу ежегодных аналитических докладов об оценке угроз национальной безопасности в сфере ОД/ФТ, а также постоянным функционированием Центра оценки угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций с денежными средствами или иным имуществом <4>, осуществляющего во взаимодействии с компетентными органами власти и организациями оценку обстановки в сфере ОД/ФТ.

--------------------------------

<4> В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808).

Вместе с тем именно проведение национальной оценки рисков во взаимодействии со всеми ключевыми ведомствами и организациями, а также частным сектором позволило обеспечить синергетический эффект, выражающийся в достижении комплексного понимания ключевых рисков в Российской Федерации с учетом знаний экспертов из всех областей функционирования национальной "антиотмывочной" системы. Результаты НОР 2018 года стали основной для выработки и совершенствования мер по минимизации рисков, принимаемых на федеральном и региональном уровне - в этих целях были разработаны и утверждены на межведомственном уровне Планы мероприятий по минимизации рисков.

В свою очередь, преступники постоянно пытаются адаптироваться к изменяющимся правилам работы финансовой системы, отыскивая новые способы обхода законодательства для отмывания преступных доходов. Развитие финансовых институтов, появление новых способов платежей, виртуальных активов, дает новые возможности гражданам и организациям. Вместе с тем это может привести к появлению новых уязвимостей в случае отсутствия адекватного регулирования и надзора, основой которого должно стать актуальное понимание соответствующих рисков.

Учитывая данные обстоятельства, в 2021 году принято решение о проведении очередной оценки рисков ОД, при этом обязанность поддерживать актуальную оценку рисков предусмотрена методологией НОР, разработанной совместными усилиями государственных органов и организаций в формате специально созданной временной рабочей группы при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ/ФРОМУ. В методологии учтены положения международных стандартов в области проведения национальной оценки рисков, в т.ч. руководящие указания ФАТФ "Оценка рисков ОД/ФТ на национальном уровне" 2013 года <5>, а также лучшие практики других стран и рекомендации, указанные в ОВО России 2019 года <6>. Методология НОР согласована со всеми заинтересованными ведомствами и организациями, и одобрена на заседании Межведомственной комиссии "высокого уровня".

--------------------------------

<5> Руководящие указания ФАТФ "Оценка рисков ОД/ФТ на национальном уровне" (2013 года) на русском языке размещены на сайте МУМЦФМ: https://mumcfm.ru/d/7plyOuZJNRcii6k4GIPZUtlgD0ALwzTqhlujnp0Q.

<6> Отчет взаимной оценки 2019 года на русском языке доступен на официальном сайте ЕАГ https://eurasiangroup.org/files/uploads/files/OVO_RF_final.pdf.

В рамках настоящего отчета о проведении национальной оценки рисков сбор статистических сведений осуществлялся за полный календарный период с 2018 по 2021 года (включительно).

В НОР ОД приняли участие все ключевые участники национальной системы ПОД/ФТ: правоохранительные органы (ФСБ России, МВД России, ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации), надзорные органы и организации (Банк России, ФНС России, Федеральная пробирная палата, Роскомнадзор, Минфин России, Минюст России, СРО аудиторов, Федеральная нотариальная палата, Федеральная палата адвокатов Российской Федерации), иные государственные органы и организации (МИД России), а также частный сектор.

При проведении НОР также были учтены внешние оценки рисков ОД в России через анализ поступающей от иностранных партнеров информации об угрозах и уязвимостях, в т.ч. по конкретным делам, а также региональных и глобальных рисков, выявляемых профильными международными организациями. Особое внимание было уделено рискам, выявленным в рамках наднациональной оценки рисков ЕАГ <7>, учитывая территориальную, экономическую и культурную общность евразийского региона.

--------------------------------

<7> Краткое резюме об итогах первого раунда оценки рисков ОД/ФТ в Евразийском регионе (оценка наблюдаемых механизмов (способов) ОД/ФТ) доступно на официальном сайте ЕАГ (https://eurasiangroup.org/files/uploads/files/Резюме_POP.pdf).

В соответствии с методологией, НОР проведена в три этапа: выявление, анализ и оценка рисков.

На этапе выявления рисков был проведен сбор и анализ информации из различных источников, включая следующие:

а) документы стратегического характера, определяющие цели, задачи и основные направления реализации национальной политики;

б) материалы межведомственных форматов взаимодействия;

в) материалы международных организаций и их органов;

г) положения действующего законодательства и проекты нормативных правовых актов;

д) результаты контрольной (надзорной) деятельности в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ;

е) материалы органов государственной власти и организаций (аналитические отчеты, доклады об оценке эффективности правоприменительной и судебной практики);

ж) материалы финансовых расследований Росфинмониторинга, уголовные дела и судебные приговоры, в том числе за совершение преступлений, связанных с ОД;

з) типологии ОД и признаки сомнительных операций;

и) сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, поступающие в Росфинмониторинг от частного сектора;

к) информация от научного сообщества (в том числе статьи, исследования и т.п.).

л) материалы СМИ;

м) иные сведения.

На этапе анализа рисков проведено анкетирование ведомств, представителей финансовых учреждений и УНФПП, которые оценивали уровень вероятности реализации риска ОД с конкретным сочетанием присущих ему факторов (угрозы, уязвимости, последствия и т.п.), а также имели возможность представить иную информацию об известных им способах отмывания и иных имеющих значение факторах. Полученные экспертные оценки вкупе с ранее собранной информацией послужили основной для расчета уровней рисков ОД. Также проводился анализ статистических данных, принятых мер и их влияния на снижение риска (т.н. "остаточные риски"), и иных источников информации.

На этапе оценки рисков осуществлялось определение уровня риска ОД с последующей разработкой мер по минимизации рисков и приоритетности их реализации в зависимости от сочетания вышеперечисленных факторов.

Итоговые выводы, полученные в ходе национальной оценки рисков, согласованы со всеми заинтересованными ведомствами и утверждены на площадках Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ/ФРОМУ и Межведомственной комиссии "высокого уровня".

По итогам проведения национальной оценки рисков ОД сформированы отчеты в публичной и непубличной версиях (в зависимости от чувствительности информации и уровня детализации) с целью максимально широкого охвата участников национальной системы ПОД/ФТ.

В результате проведения НОР ОД установлена сводная картина рисков отмывания доходов, характерных для различных отраслей экономики, регионов, рынков товаров и услуг, видов экономической деятельности, категорий хозяйствующих субъектов и способов/инструментов их операций. При этом настоящий отчет представляет собой публичную версию НОР ОД, основной целью которого является систематизация ключевых угроз и рисков ОД, их оценка и определение факторов, влияющих на уровень риска.

Данный документ предназначен для частного сектора, в особенности ответственных сотрудников по ПОД/ФТ и сотрудников комплаенс-подразделений, надзорных и правоохранительных органов, и будет полезен для целей применения риск-ориентированного подхода. Отчет также может представлять интерес и для более широкого экспертного сообщества, желающего получить сведения об актуальных угрозах легализации и уязвимостях национальной системы ПОД/ФТ.