<Письмо> Банка России от 09.12.2022 N 46-7-1/2340 "Об информировании арбитражных управляющих"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ

ПИСЬМО

от 9 декабря 2022 г. N 46-7-1/2340

ОБ ИНФОРМИРОВАНИИ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

Департамент управления данными в связи с поступающими обращениями бюро <1> и субъектов <2>, касающимися действий (бездействия) арбитражных управляющих, сообщает следующее.

--------------------------------

<1> Бюро кредитных историй.

<2> Субъект кредитной истории.

Законом N 218-ФЗ <3> определены состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, а также регулируется деятельность бюро, в том числе в части взаимодействия бюро с источниками <4>.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Закон N 218-ФЗ).

<4> Источник формирования кредитной истории.

Так, кредитные истории формируются бюро на основании сведений, представляемых источниками <5>. Источники представляют всю имеющуюся информацию, определенную Законом N 218-ФЗ, в бюро на основании заключенного с бюро договора об оказании информационных услуг, являющегося договором присоединения, условия которого определяет бюро <6>. Источник - арбитражный управляющий представляет информацию в бюро в форме электронного документа <7>.

--------------------------------

<5> В том числе кредиторами - кредитными организациями, микрофинансовыми организациями, кредитными кооперативами, операторами инвестиционных платформ и арбитражными управляющими.

<6> Части 1 и 2 статьи 5 Закона N 218-ФЗ.

<7> Часть 5.8 статьи 5 Закона N 218-ФЗ.

Принимая во внимание, что информация, подлежащая представлению в бюро, является информацией ограниченного доступа <8> и требует обеспечения защиты в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации <9>, направление информации в бюро должно осуществляться источниками, в том числе арбитражными управляющими, в определенном формате по защищенным каналам связи, позволяющим обеспечить ее конфиденциальность и защиту.

--------------------------------

<8> Часть 4 статьи 7 Закона N 218-ФЗ.

<9> Часть 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ.

В случае если у источника отсутствует необходимое программное обеспечение, обеспечивающее в том числе необходимый формат передачи данных в бюро, бюро может рекомендовать источнику приобрести права пользования программным обеспечением, разработанным бюро. При этом бюро принимает сведения от арбитражного управляющего без взимания платы.

Согласно Закону N 218-ФЗ <10> арбитражный управляющий обязан представлять в бюро в порядке, установленном Положением Банка России от 11.05.2021 N 758-П "О порядке формирования кредитной истории", сведения о процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) лица, если арбитражным судом принято к производству заявление о признании должника несостоятельным (банкротом), в том числе сведения о неправомерных действиях физического или юридического лица при несостоятельности (банкротстве), сведения о преднамеренном или фиктивном банкротстве, с указанием ссылки (включая дату) на включение сведений в ЕФРСБ <11>.

--------------------------------

<10> Части 3.9 и 5.8 статьи 5 Закона N 218-ФЗ.

<11> Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Отмечаем, что целями Закона N 218-ФЗ являются повышение защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышение эффективности предоставления и возврата заемных средств, а также создание и определение условий для сбора, обработки, хранения и предоставления в бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения обязательств, предусмотренных Законом N 218-ФЗ.

Вместе с тем в Банк России на регулярной основе поступают обращения граждан об отсутствии в их кредитных историях информации о возбужденной или завершившейся в отношении них процедуре, применяемой в деле о банкротстве в соответствии с Законом N 127-ФЗ <12>, что свидетельствует о неисполнении арбитражными управляющими установленной Законом N 218-ФЗ обязанности.

--------------------------------

<12> Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).

Кроме того, Законом N 218-ФЗ предусмотрено право субъекта полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в его кредитной истории, подав в бюро, в котором хранится указанная кредитная история, заявление о внесении изменений и (или) дополнений в эту кредитную историю (далее - заявление) <13>.

--------------------------------

<13> Часть 3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.

Бюро обязано провести проверку оспариваемой информации, запросив ее у источника, и в течение 20 рабочих дней со дня получения заявления в письменной форме сообщить субъекту о результатах его рассмотрения. Отказ в удовлетворении заявления должен быть мотивированным <14>. Источник обязан в течение 10 рабочих дней представить в бюро подтверждение достоверности ранее переданных сведений, оспариваемых субъектом, либо исправить кредитную историю субъекта, направив соответствующие достоверные сведения в бюро.

--------------------------------

<14> Часть 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.

Вместе с тем в общей массе поступающих в Банк России жалоб субъектов и бюро на действия (бездействие) арбитражных управляющих в Банк России поступило обращение отдельного бюро, согласно которому за период 2021 - 2022 гг. в адрес арбитражных управляющих, являющихся источниками в соответствии с положениями Закона N 218-ФЗ, направлено 1 314 заявлений субъектов, и только на 229 из них бюро получен ответ от арбитражных управляющих в соответствии с частью 4.1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ. По состоянию на 01.11.2022 в базе данных данного бюро хранится 463 кредитные истории, по которым арбитражные управляющие не передают информацию в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ.

Кроме того, по информации бюро, от большинства СРО АУ <15>, в которые бюро направлены письма о невыполнении арбитражными управляющими требований Закона N 218-ФЗ, ответы бюро не получены.

--------------------------------

<15> Саморегулируемая организация арбитражных управляющих.

Отмечаем, что СРО АУ обязана контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований Закона N 127-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, рассматривать жалобы на действия члена СРО АУ, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, и применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Законом N 127-ФЗ и внутренними документами СРО АУ, в отношении своих членов <16>.

--------------------------------

<16> Пункт 2 статьи 22 Закона N 127-ФЗ.

С учетом изложенного просим СРО АУ проинформировать своих членов о необходимости соблюдения установленных для арбитражных управляющих требований Закона N 218-ФЗ, а также осуществить контроль за исполнением указанных требований.

Директор

А.А.ЛУКОВНИКОВ