Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

42.10. Модуль "Знакомство с профессиями"

42.10. Модуль "Знакомство с профессиями".

Деятельность педагогических работников по направлению "профориентация" включает в себя: знакомство обучающихся с умственной отсталостью с миром современных профессий, психолого-педагогическую диагностику и консультирование обучающихся и воспитывающих их семей по проблемам профориентации, а также организацию систематических профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и семьи обучающегося - подготовить обучающегося к требованиям современного рынка труда, с учетом объективных ограничений здоровья, реальных возможностей и перспектив будущей трудовой занятости.

Виды и формы деятельности:

профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;

экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

организация профессиональных проб в рамках курсов по выбору, включенных в адаптированную основную образовательную программу образовательной организации, в том числе соорганизованную с курсами дополнительного образования;

организация творческих фестивалей, призванных познакомить обучающихся с миром современных профессий и обеспечить среду, помогающую слабовидящему ребенку совершить профессиональную или трудовую пробу.

Профориентационная работа и основы трудовой деятельности - традиционное направление для отечественной педагогической работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Каждая образовательная организация, реализующая АООП и рабочую программу воспитания как ее компонент, разрабатывает собственную систему, обращенную к особым потребностям обучающихся с умственной отсталостью, к необходимости будущей осознанной трудовой или профессиональной деятельности. В эту систему должны быть включены как педагогические работники, так и родительские сообщества, а также, при наличии и по возможности, профессиональные сообщества по защите трудовых прав лиц с инвалидностью, сетевые партнеры по реализации программы воспитания. Важно обеспечить преемственность между уровнями образования по реализации этого направления, знакомить обучающихся с реальными "историями успеха" выпускников образовательной организации и в целом людей, столкнувшихся с ситуацией ограничений здоровья и инвалидностью и реализовавшихся в разных профессиях и трудовой деятельности. Привлекать общественное внимание к проблеме трудоустройства или дневной занятости будущих выпускников образовательной организации с нарушением зрения.

Вариативные модули описывают те направления воспитательной работы, которые, по мнению образовательной организации, имеют воспитательный потенциал, служат ответом на запросы и потребности обучающихся с умственной отсталостью, воспитывающих их семей, а также гармонично вписываются в школьный уклад и являются компонентом школьной организационной культуры.

42.11. Вариативный модуль "Ключевые общешкольные дела и события" включает в себя традиционные для школьного уклада мероприятия (праздники, фестивали, детские творческие конференции, спортивные состязания, учебно-практические слеты), в которых так или иначе участвует вся образовательная организация. В рамках решения воспитательных задач чрезвычайно важен этап планирования постепенного включения обучающихся с умственной отсталостью, учет их особых потребностей и возможностей. Речь идет как о дозированной нагрузке (физической, психологической, сенсорной) на обучающегося, так и о его понимании личного смысла участия в общешкольном деле, о значимом посильном вкладе в ключевое для образовательной организации мероприятие.

42.12. Вариативный модуль "Детско-взрослые медиаслужбы" поможет обучающимся развить коммуникативную культуру, сформировать навыки общения и сотрудничества со сверстниками и педагогическими работниками, а также служит задачам поддержки творческой самореализации обучающихся. В рамках модуля "Детско-взрослые медиаслужбы" (редакции внутренней школьной прессы: от выпуска тематических стенгазет до работы с сетевыми и цифровыми ресурсами) развиваются также умения, связанные с кибербезопасностью обучающихся, создается опыт групповой работы, а также привлекаются внешние ресурсы - сетевые партнеры (не только специалисты медиаслужб, но и театральные, музейные работники, спортивные тренеры).

42.13. Вариативный модуль "Образовательные путешествия и экскурсии", реализованный с учетом актуальных возможностей здоровья и особых потребностей обучающихся с умственной отсталостью, поможет обучающимся расширить кругозор, получить новые знания об окружающей социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся с умственной отсталостью самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

42.14. Вариативный модуль "Организация предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды" поможет включить обучающихся с умственной отсталостью не только в освоение возможностей открытой безбарьерной среды, создаваемой силами взрослых, но и самому принять посильную активную позицию и помогать ее развитию и обустройству.

Окружающая обучающегося предметно-пространственная, эстетическая среда образовательной организации, при условии ее грамотной организации, отвечающей необходимым специальным условиям воспитания и обучения, указанным в АООП, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него уверенности в собственных силах, чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком образовательной организации. Воспитывающее и коррекционно-развивающее влияние на обучающегося осуществляется через различные виды и формы работы по обустройству и освоению предметно-пространственной среды. Компонент здоровьесбережения окружающего пространства является ключевым для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется грамотно отобранными стратегиями в соответствии с рекомендациями специалистов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью, запроса семьи и ресурсов образовательной организации.

42.15. Вариативный модуль "Интеграция общего и дополнительного образования" предполагает активное взаимодействие образовательной организации с педагогическими работниками, ведущим занятия в студиях, кружках или секциях, соорганизацию рабочих программ на уровне совместного выстраивания индивидуальной траектории личностных достижений обучающегося, его образовательных проб, обмен удачными педагогическими находками.

Образовательная организация может разработать свои вариативные модули или один вариативный модуль или совместить собственный вариативный модуль и предложенный в данной программе.

42.16. Вариативный модуль "Взаимодействия с родительскими сообществами" позволяет образовательной организации выстроить максимально адресную совместную воспитательную работу согласно родительским ожиданиям, запросам, а также профессиональным интересам и возможностям конкретного педагогического коллектива. Родительские сообщества могут объединять как семьи, воспитывающие обучающихся с умственной отсталостью, так и носить смешанный характер (региональные отделения ВОРДИ), а также организовываться по принципу принадлежности к образовательной организации, округу, региону.

42.17. Вариативный модуль "Взаимодействие с социальными партнерами" позволяет образовательной организации использовать ресурс межведомственного взаимодействия с объединениями культуры, театрами, музеями, медицинскими организациями, спортивными федерациями в рамках целенаправленной воспитательной деятельности.

42.18. Вариативный модуль "Финансовая грамотность" помогает выстроить системную работу по формированию способности обучающихся с умственной отсталостью ориентироваться в этой области и получить практические навыки с учетом объективных ограничений и реальных возможностей.

42.19. Вариативный модуль "Цифровая культура и сетевая безопасность" позволяет образовательной организации выстроить воспитательную работу со слабовидящими обучающимися в сфере цифровых технологий по формированию опыта и отношения обучающегося к многообразным виртуальным ресурсам, в том числе специфичным, для максимально самостоятельной жизни в будущем (адекватное пользование цифровыми помощниками, коммуникаторами, специальными приложениями).