4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. На стоянках, в пути следования и при работе РОИН могут возникнуть следующие основные аварии и аварийные ситуации:

загорание, которое может привести к пожару или взрыву;

обрыв контактного провода или провода ВЛ;

сход подвижного состава с рельсов;

саморасцеп от локомотива;

дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП);

наезд на человека.

4.2. Действия оператора при возникновении аварии или аварийной ситуации:

прекратить работу в случае возникновения угрозы жизни и здоровью себе или людям и покинуть опасную зону, сообщить о случившемся руководителю работ, далее выполнять его указания (при работе РОИН);

сообщить о происшествии машинисту локомотива (при транспортировании РОИН на базе железнодорожной платформы);

при возможности принять меры по устранению аварии или аварийной ситуации или оградить опасную зону с целью предупреждения несчастных случаев. В случае пожара действовать согласно инструкции о мерах пожарной безопасности;

при возможности и необходимости принять участие в оказании первой помощи пострадавшему, используя имеющуюся аптечку и подручные средства для оказания первой помощи;

принять меры к организации отправки пострадавшего до ближайшей железнодорожной станции, при невозможности прибытия на место происшествия медицинских работников;

принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия до начала расследования, если это не мешает движению подвижного состава, не угрожает жизни и здоровью людей. В случае невозможности сохранения обстановки ее необходимо зафиксировать средствами фотосъемки или видеозаписи.

4.2.1. При обнаружении задымления, появлении специфического запаха продуктов горения или открытого огня оператор должен действовать согласно инструкции о мерах пожарной безопасности.

4.2.2. Оператор при обнаружении обрыва проводов или других элементов контактной сети, проводов ВЛ, а также свисающих с них посторонних предметов, должен:

сообщить дежурному по железнодорожной станции;

оградить место обрыва проводов любыми подручными средствами и не допускать людей к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м (до прибытия бригады района контактной сети или района электроснабжения);

оградить место происшествия сигналами остановки, как место препятствия, если оборванные провода контактной сети, линии электропередачи или их элементы выходят из габарита приближения строений к железнодорожному пути и могут быть задеты при проходе подвижного состава.

4.2.3. Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода в зоне растекания тока замыкания на землю (зоне "шаговых напряжений"), следует выходить из нее, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, передвигать ступни ног по земле, не отрывая их одну от другой.

4.2.4. При падении оборванного провода контактной сети или ВЛ на корпус грузового автомобиля (железнодорожную платформу) запрещается его покидать до устранения аварийной ситуации. Необходимо быть готовым к устранению возможных загораний. Если оператор в этот момент находился снаружи грузового автомобиля (железнодорожной платформы), то необходимо отойти от него как от лежащего на земле оборванного провода. О создавшемся положении необходимо сообщить руководителю работ и энергодиспетчеру. После прибытия бригады дистанции электроснабжения, отключения и заземления контактной сети, ВЛ, разрешено сесть в грузовой автомобиль (подняться на железнодорожную платформу).

Если произошло загорание, а ликвидировать его не представляется возможным, то необходимо покинуть грузовой автомобиль (железнодорожную платформу), соблюдая следующие рекомендации:

спуститься до нижней ступеньки;

спрыгнуть на землю лицом вперед, не допуская одновременного касания земли и корпуса грузового автомобиля (железнодорожной платформы). Так как существует опасность попадания в зону "шаговых напряжений" при приземлении необходимо сохранить равновесие, а ноги расположить вместе. Если удержать равновесие не представляется возможным, то его необходимо восстановить с помощью прыжков с ноги на ногу;

покинуть зону "шаговых напряжений", соблюдая меры безопасности, изложенные в подпункте 4.2.3 Инструкции.

4.2.5. При сходе с рельсов подвижного состава оператор на месте аварии должен:

сообщить о происшествии руководителю работ и машинисту локомотива с указанием информации места происшествия (километр пути, пикет), возможных пострадавших, расположении и степени повреждения подвижного состава, о наличии габарита по смежному пути и о состоянии контактной сети;

охарактеризовать место происшествия;

не допускать к месту происшествия посторонних лиц;

оградить место происшествия согласно Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

Запрещается разведение открытого огня, курение и любые работы, связанные с возможностью искрообразования в местах разлива нефтепродуктов, технического спирта и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также в местах утечки горючих газов.

4.2.6. При саморасцепе от локомотива оператор должен сообщить машинисту локомотива и руководителю работ о происшествии и следовать его указаниям, принять меры к торможению отцепленной части.

4.2.7. В случае столкновения с транспортным средством или наезда на человека оператор обязан:

остановить и затормозить грузовой автомобиль;

включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;

не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

осмотреть место происшествия, найти пострадавших, оценить их состояние и доложить руководителю работ (непосредственному руководителю);

определить необходимость оказания первой помощи пострадавшим и оказать им первую помощь. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи указаны в пункте 4.4 Инструкции;

вызвать сотрудников полиции и при необходимости бригаду скорой медицинской помощи;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

записать фамилии, номера телефонов и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

4.2.8. В случае вынужденной остановки грузового автомобиля или ДТП в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине оператор должен быть одетым в жилет со световозвращающими полосами.

4.2.9. Если при выполнении работ или нахождении на железнодорожных путях оператор окажется между движущимися по смежным путям подвижными составами, то он должен присесть или лечь на землю параллельно путям, дождаться в этом положении проследования или остановки подвижного состава по одному из путей.

4.2.10. При других авариях и аварийных ситуациях необходимо руководствоваться Регламентом действий работников структурных подразделений ОАО "РЖД" при получении информации о травмировании граждан, не связанных с производством, подвижным составом, утвержденным ОАО "РЖД" 29 мая 2015 г. N 290.