2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы оператор должен:

надеть специальную одежду и специальную обувь (одежда должна быть застегнута, специальная обувь - зашнурована; запрещается носить специальную одежду расстегнутой или с подвернутыми рукавами);

пройти предрейсовый медицинский осмотр согласно порядку, установленному в структурном подразделении (для оператора РОИН на базе грузового автомобиля);

пройти целевой инструктаж по охране труда по своим задачам, виду выполняемых работ и мерам безопасности при нахождении на железнодорожных путях;

проверить наличие и исправность СИЗ простейшими способами (электрозащитные средства дополнительно должны быть проверены перед каждым применением);

проверить комплект первичных средств пожаротушения (огнетушителей) согласно нормам оснащения, исправность и перезарядку согласно установленным срокам, наличие пломбы на запорно-пусковом устройстве огнетушителя;

проверить наличие и комплектность аптечки для оказания первой помощи;

проверить наличие, комплектность и исправность инструмента, запасных частей, инвентаря;

проверить наличие и состояние тормозных башмаков;

проверить наличие и состояние противооткатных упоров;

проверить укомплектованность железнодорожной платформы (для оператора РОИН на базе железнодорожной платформы);

проверить укомплектованность грузового автомобиля для оператора РОИН на базе грузового автомобиля);

проверить наличие и работоспособность средств связи (при их наличии);

проверить комплектность и исправность сигнальных принадлежностей;

проверить чистоту РОИН для последующих осмотра и проверки на работоспособность.

2.2. Простейшие способы проверки исправности СИЗ:

осмотр диэлектрических перчаток, ковров и бот на отсутствие механических повреждений;

проверка диэлектрических перчаток на наличие проколов путем скручивания перчаток от раструба к пальцам;

осмотр корпуса и внутренней оснастки каски защитной на отсутствие повреждений, проверка плотности ее фиксации на голове подбородочным ремнем;

проверка на отсутствие повреждений элементов страховочной системы и работоспособности их муфт и карабинов;

осмотр креплений и стекол очков защитных открытых или щитка защитного лицевого на отсутствие повреждений;

проверка исправности указателя напряжения (вольтметра) с помощью предназначенных для этой цели специальных приборов или приближением к токоведущим частям, заведомо находящимся под напряжением.

Неисправные СИЗ, выявленные при проверке, необходимо заменить перед выездом РОИН.

2.3. Перед осмотром или техническим обслуживанием РОИН на базе железнодорожной платформы оператор должен:

отключить силовую установку РОИН и аккумуляторные батареи РОИН, а также выставить запрещающий плакат "Не включать! Работают люди";

снять давление в пневматической системе;

затормозить железнодорожную платформу ручным стояночным тормозом и подложить тормозные башмаки;

убедиться, что локомотивная бригада произвела отключение локомотива от железнодорожной платформы;

оградить железнодорожную платформу переносными красными щитами на путях с обеих сторон, а в тупиках - со стороны стрелочного перевода.

2.4. Перед осмотром или техническим обслуживанием РОИН на базе грузового автомобиля оператор должен:

отключить силовую установку РОИН и аккумуляторные батареи РОИН, а также выставить запрещающий плакат "Не включать! Работают люди";

заглушить дизельный двигатель;

надежно затормозить грузовой автомобиль стояночным тормозом;

уложить противооткатные упоры под колеса в сторону уклона;

отключить аккумуляторные батареи;

снять давление в пневматической системе (при наличии).

Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки грузового автомобиля необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их пролива.

Перед обслуживанием грузового автомобиля на подъемнике водитель должен вывесить на пульте управления подъемником табличку с надписью "Не трогать - под автомобилем работают люди!".

Запрещается:

поднимать (вывешивать) грузовой автомобиль за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;

подкладывать под вывешенный грузовой автомобиль вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

выполнять какие-либо работы на грузовом автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных домкратов;

оставлять грузовой автомобиль после окончания работ, вывешенным на подъемниках или домкратах;

проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

производить техническое обслуживание грузового автомобиля с пассажирами в кабине.

2.5. При подготовке РОИН на базе железнодорожной платформы к использованию и проведении ежесменного технического обслуживания в дополнение к мероприятиям, указанным в эксплуатационной документации РОИН, оператор должен проверить:

отсутствие повреждений в несущих или ответственных элементах;

надежность затяжки крепежа и фиксации транспортными креплениями устройств (деталей) от падения на железнодорожный путь;

исправность предохранительных запоров;

исправность пола, ступенек (подножек) и поручней, отсутствие на их поверхности жира, грязи, масляных пятен, снега или наледи;

состояние и исправность мест закрепления элементов страховочной системы (при их наличии);

наличие и состояние ограждений (кожухов) опасных зон, вращающихся механических и токоведущих частей оборудования РОИН;

наличие и состояние тормозных башмаков;

комплектность сигнальных принадлежностей;

исправность системы оповещения о приближении поезда при ее наличии;

наличие, чистоту и работоспособность переносных сигнальных фонарей и переносных электрических светильников (далее - светильники);

наличие на манометрах и электроизмерительных приборах пломб (клейм);

отсутствие свисающих и оголенных частей электропроводки;

действие звукового сигнала;

отсутствие незакрепленного инструмента.

2.6. При подготовке РОИН на базе грузового автомобиля к использованию и проведении ежесменного технического обслуживания в дополнение к мероприятиям, указанным в эксплуатационной документации РОИН, оператор должен проверить:

исправность крепления колес;

состояние протектора и поверхностей колес;

исправность пола, ступенек (подножек) и поручней, отсутствие на их поверхности масляных пятен и наледи (в зимнее время года);

исправность замков дверей;

состояние и исправность остекления автомобиля, крепления кресел, ремней безопасности, зеркал заднего вида и солнцезащитных штор;

наличие и комплектность инструмента, запасных частей, инвентаря;

состояние и исправность ремней безопасности;

качество освещения салона автомобиля;

наличие и состояние ограждений (кожухов) опасных зон, вращающихся механических и токоведущих частей оборудования;

отсутствие свисающих и оголенных частей электропроводки;

отсутствие посторонних предметов (инструмент, запасные части и т.д.) на кузове или под капотом;

отсутствие течи в системах;

давление в колесах;

исправность принудительной вентиляции;

исправность системы отопления (в зимнее время);

проверить наличие противооткатных упоров (не менее двух штук) для подкладывания под колеса;

наличие знака аварийной остановки;

наличие приспособлений для буксировки автомобиля;

наличие, работоспособность, целостность и чистоту стекол фар, сигнальных и габаритных фонарей и электроламп;

наличие запасных электроламп;

тормоза;

сигнализацию;

работоспособность бортового компьютера или элементов приборной панели;

действие звукового сигнала;

уровни топлива, масла и охлаждающей жидкости.

2.7. Запрещается допуск к работе с применением РОИН при неисправности или отсутствии:

ограничителя грузового момента (блок коммутации с радиопередатчиком);

выключателя аварийной остановки;

системы ограничения грузоподъемности OSK или системы защиты от перегрузки;

предохранительных клапанов;

гидрозамков и клапанов удержания груза;

указателя наклона пузырькового типа.

2.8. Перед выездом РОИН оператор должен проверить исправность и работоспособность навесного оборудования в соответствии с его эксплуатационной документацией.

2.9. Запрещается выезд РОИН неисправности или отсутствии:

укомплектованной аптечки для оказания первой помощи;

полного комплекта сигнальных принадлежностей и петард;

своевременно испытанных СИЗ;

своевременно осмотренных каски защитной и СИЗ, используемых в электроустановках;

первичных средств пожаротушения;

прибора подачи звукового сигнала;

средств связи;

тормозных башмаков (наличие неисправности или отсутствия хотя бы одного башмака);

поручней и ступенек (подножек).

2.10. Запрещается выезд РОИН на базе грузового автомобиля неисправности или отсутствии:

основного или стояночного тормозов;

средств освещения и сигнализации;

укомплектованной медицинской аптечки;

первичных средств пожаротушения;

прибора подачи звукового сигнала;

освещения салона;

поручней, входных дверей и ступенек (подножек).

2.11. Сцепление РОИН на базе железнодорожной платформы с локомотивом должно выполняться локомотивной бригадой после надежного закрепления РОИН на базе железнодорожной платформы тормозными башмаками и контролироваться руководителем работ.

После сцепления с локомотивом оператор должен проверить:

правильность соединения тормозной магистрали;

работоспособность тормозов.

2.12. После осмотра РОИН оператор должен проверить работу оборудования на холостом ходу.

2.13. Допуск к работе и запрет на эксплуатацию РОИН по техническому состоянию производится в соответствии с его эксплуатационной документацией.

2.14. Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приемки и подготовки РОИН к работе, оператор должен доложить непосредственному руководителю для принятия им решения о мерах по их устранению. О неисправности системы оповещения о приближении поезда необходимо сообщить руководителю работ для принятия им решения о привлечении дополнительных сигналистов.