1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда при работе на многофункциональном гидромеханическом оборудовании (роботизированном комплексе) УПТО РОИН ИОТ РЖД-4100612-ЦДИ-272-2022 (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД" по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда при работе по содержанию и ремонту земляного полотна, искусственных сооружений, полосы отвода, зданий, сооружений, инженерных коммуникаций инфраструктуры ОАО "РЖД" на многофункциональном гидромеханическом оборудовании (роботизированном комплексе) УПТО РОИН (далее - РОИН) на базе железнодорожной платформы или грузового автомобиля.

1.2. Действие Инструкции распространяется на работников Центральной дирекции инфраструктуры и других филиалов ОАО "РЖД" и их структурных подразделений (далее - оператор), выполняющих работы с применением РОИН.

1.3. В структурном подразделении филиала ОАО "РЖД" должна быть разработана инструкция по охране труда для работника с учетом местных условий (организационных форм эксплуатации РОИН, мест и условий базирования, особенностей производственной базы для его эксплуатации, технического обслуживания, и т.п.), анализа опасностей и профессиональных рисков, требований эксплуатационной документации РОИН и Инструкции.

В инструкции по охране труда для работника должны быть приведены необходимые схемы маршрутов служебного прохода и служебного проезда (для РОИН на базе грузового автомобиля) по территории структурного подразделения (в отдельном приложении), перечень выдаваемых оператору средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и место их хранения.

1.4. К самостоятельной работе оператором допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний.

Оператор должен проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение использованию (применению) СИЗ, инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знания требований охраны труда.

Кроме того, перед допуском к самостоятельной работе оператор должен пройти в установленном порядке:

предварительный медицинский осмотр (при поступлении на работу);

психиатрическое освидетельствование;

обучение и первичную проверку знаний по электробезопасности;

профессиональное обучение в соответствии со спецификой выполняемой работы;

вводный и первичный противопожарные инструктажи;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте с проверкой знаний на 1 группу безопасности в соответствии с проведенной руководителем структурного подразделения оценкой профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты.

В процессе трудовой деятельности оператор должен систематически повышать свои практические и теоретические знания по охране труда, электро- и пожарной безопасности и проходить:

периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями;

внеплановые и целевые противопожарные инструктажи;

повторный противопожарный инструктаж - не реже 1 раза в год;

периодическое обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте - не реже 1 раза в 3 года;

проверку знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте - не реже 1 раза в год;

очередную проверку знаний по электробезопасности - не реже 1 раза в год;

внеочередные проверки знаний по электробезопасности в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД".

1.5. Оператор допускается к выполнению работ по эксплуатации и техническому обслуживанию РОИН приказом начальника структурного подразделения с закреплением за конкретным РОИН.

При исполнении должностных обязанностей оператор должен иметь при себе:

служебное удостоверение;

водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории (для оператора РОИН на базе грузового автомобиля);

свидетельство на право управления РОИН;

удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках с присвоением группы по электробезопасности не ниже III (напряжение электроустановки до 1000 В);

удостоверение о проверке знаний требований охраны труда;

удостоверение о допуске к работам на высоте;

предупредительный талон по охране труда.

1.6. Оператору запрещается находиться на работе и выполнять должностные обязанности в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.7. Оператор должен знать и соблюдать (в объеме должностных обязанностей):

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Правила дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД) (для оператора РОИН на базе грузового автомобиля);

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 250;

Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 871н (для оператора РОИН на базе грузового автомобиля);

Правила эксплуатации специального железнодорожного подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 26 декабря 2016 г. N 2676р (для оператора РОИН на базе железнодорожной платформы);

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н;

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6;

Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 8 июля 2002 г. N 204;

Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденные приказом Минтруда России от 27 ноября 2020 г. N 835н;

Правила электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 19 апреля 2016 г. N 699р;

Правила по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2012 г. N 2665р;

Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 8 апреля 2022 г. N 953/р;

Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 25 июня 2010 г. N 1362р (при проведении работ на скоростных и высокоскоростных линиях);

Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России от 16 ноября 2020 N 782н;

Инструкцию по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденную приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 261;

Положение о порядке применения предупредительных талонов по охране труда в ОАО "РЖД", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2020 г. N 2941/р;

инструкцию о мерах пожарной безопасности, утвержденную руководителем структурного подразделения;

эксплуатационную и ремонтную документацию РОИН;

эксплуатационную и ремонтную документацию съемного навесного оборудования;

устройство и принцип действия оборудования РОИН, съемного навесного оборудования и их компонентов, правила их эксплуатации и ремонта;

порядок организации контроля по Комплексной системе оценки состояния охраны труда на производственном объекте (далее - КСОТ-П);

правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;

требования норм и правил пожарной безопасности;

карты технологических процессов, технико-нормировочные карты и технологические процессы выполняемой работы;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, знаки безопасности и порядок ограждения места производства работ, в том числе с применением системы дистанционного радио и громкоговорящего оповещения (далее - система оповещения о приближении подвижного состава);

негабаритные места и маршруты служебных проходов по территориям станций и структурных подразделений, на которых производятся работы;

маршруты служебных проездов по территориям станций и структурных подразделений, на которых производятся работы (для оператора РОИН на базе грузового автомобиля);

порядок действия по системе информации "Человек на пути";

требования санитарии и личной гигиены;

правила применения СИЗ;

порядок действий при несчастном случае, произошедшем на производстве, и способы оказания первой помощи пострадавшим;

порядок действий при возникновении аварии или аварийной ситуации;

требования инструкции по охране труда для работника.

1.7.1. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ оператор дополнительно должен знать и соблюдать (в объеме должностных обязанностей):

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. N 461;

Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные приказом Министерства труда Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 753н;

Инструкцию по охране труда при эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов ИОТ РЖД-4100612-ЦДРП-226-2021, утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 1 декабря 2021 г. N 2681/р.

1.7.2. При выполнении работ с применением люльки монтажной оператор дополнительно должен знать и соблюдать (в объеме должностных обязанностей) Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. N 461.

1.8. Оператор должен знать:

действие на работника опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть в процессе работы, и меры защиты от их воздействия;

место расположения аптечки для оказания первой помощи и первичных средств пожаротушения;

номера телефонов экстренных служб;

места с плохой видимостью (кривые участки железнодорожного пути малого радиуса, глубокие выемки, лесистая местность, наличие строений и др.);

места с плохой слышимостью (производство работ с использованием электрического, пневматического и другого механизированного инструмента, ухудшающего слышимость, сварка, наплавка, резка рельсов, подбивка шпал, места с неустойчивой радиосвязью);

порядок безопасного выполнения работ в сложных условиях (темное время суток и неблагоприятные метеорологические условия).

1.9. Оператор в процессе работы обязан:

применять безопасные приемы выполнения работ;

быть внимательным во время работы;

обладать практическими навыками использования первичных средств пожаротушения;

использовать оборудование и инвентарь РОИН только по прямому назначению в соответствии с его эксплуатационной документацией;

содержать в чистоте оборудование и инвентарь РОИН;

следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;

использовать и правильно применять СИЗ (в том числе специальную одежду и специальную обувь) и средства коллективной защиты;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим на производстве;

осуществлять обращение с отходами, образующимися при эксплуатации и техническом обслуживании РОИН, в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО "РЖД", а также технической и эксплуатационной документацией на РОИН;

принимать меры, направленные на предотвращение аварийных ситуаций.

В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации или региона согласно требованиям законодательства Российской Федерации и органов местного самоуправления, рекомендаций Роспотребнадзора и норм, определенных в ОАО "РЖД", оператор, исходя из характера выполняемой им работы, обязан:

использовать выдаваемые ему дополнительные СИЗ в соответствии с рекомендациями по их применению;

выполнять требования по соблюдению личной и общественной гигиены, дезинфекционные и другие рекомендованные профилактические мероприятия, соблюдать социальное дистанцирование;

при появлении соответствующих признаков заболевания в процессе работы: работу прекратить, незамедлительно проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя.

При появлении соответствующих признаков заболевания, ухудшения состояния здоровья в нерабочее время, оператор должен проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя, далее действовать в соответствии с установленным порядком.

1.10. Оператору запрещается:

приступать к выполнению разовой работы, не связанной с его прямыми обязанностями, без прохождения им целевого инструктажа о безопасных методах и приемах ее выполнения, который должен проводить его непосредственный руководитель, а также без специальной одежды, специальной обуви или других СИЗ, использование которых необходимо при проведении этой работы;

отвлекаться самому и отвлекать других от выполнения трудовых обязанностей;

допускать пребывание посторонних лиц на железнодорожной платформе или грузовом автомобиле;

перевозить, складировать и хранить горюче-смазочные материалы, взрывоопасные вещества, легко воспламеняющиеся, горючие жидкости в не предназначенных для этого местах;

подниматься на крыши локомотива или грузового автомобиля;

находиться на железнодорожной платформе во время транспортировки;

управлять автомобилем с открытыми или снятыми дверями (для оператора РОИН на базе грузового автомобиля);

держать открытым топливные баки;

производить заправку или очистку топливных баков при работающей силовой установке РОИН или работающем дизельном двигателе грузового автомобиля;

покидать водительское место, не поставив рычаг переключения передач в нейтральное положение и не затормозив автомобиль стояночным тормозом (для оператора РОИН на базе грузового автомобиля);

отдыхать или спать в кабине автомобиля при работающем дизельном двигателе (для оператора РОИН на базе грузового автомобиля);

носить прическу или украшения (кольца, браслеты и т.д.), которые могут привести к травме во время работы;

пользоваться неисправными СИЗ;

оставлять без присмотра работающую силовую установку РОИН;

использовать предметы или одежду, мешающие восприятию звуковых сигналов (например, капюшон или аудионаушники, в том числе выключенные), кроме предусмотренных производственным процессом или условиями выполнения работ;

приступать к выполнению работы без использования специальной одежды, специальной обуви или других необходимых для данной работы СИЗ;

поднимать грузы свыше 50 кг без применения грузоподъемных приспособлений;

превышать нормы разового подъема тяжестей вручную (не более 50 кг на одного работника);

допускать попадание частей тела в работающие механизмы и непредусмотренные для этого технологические отверстия;

эксплуатировать оборудование, вращающиеся или токоведущие части которого не защищены ограждающими сетками или щитками;

нарушать требования охраны труда, промышленной, электро- и пожарной безопасности.

1.11. Перед командированием оператор должен пройти инструктажи по охране труда в соответствии с локальным нормативным актом структурного подразделения.

По прибытии к месту командирования в другое структурное подразделение оператор должен пройти вводный, первичный и целевой (при необходимости) инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы и местных условий, вводный и первичный противопожарные инструктажи, а также предоставить копии документов, подтверждающих обучение и проверку знаний требований охраны труда, электробезопасности, безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте, а также профессиональное обучение.

1.12. Во время работы на оператора могут воздействовать следующие основные опасные (воздействие которых может привести к его травме) и вредные (воздействие которых может привести к его заболеванию) факторы, которые подразделяются на факторы производственной среды и факторы производственного процесса:

движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав) и другие транспортные средства;

движущиеся части оборудования РОИН;

перемещаемые в процессе работы грузы и материалы;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная или пониженная температура воздуха;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и инструмента;

повышенная подвижность воздуха;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

превышение предельно-допустимых концентраций по химическим факторам и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;

биологические (при укусах насекомых, змей и других животных);

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

расположение рабочего места на высоте;

наличие скользких и неровных поверхностей в рабочей зоне.

1.13. В соответствии с пунктом 346 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2008 г. N 582н, оператору выдаются:

костюм летний для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий;

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве или сапоги юфтевые на маслобензостойкой подошве;

плащ для защиты от воды;

перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

перчатки диэлектрические (дежурные);

боты диэлектрические (дежурные);

очки защитные открытые;

наушники противошумные;

каска защитная;

подшлемник для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску);

нарукавники из полимерных материалов;

жилет сигнальный 2 класса защиты.

Зимой дополнительно выдается:

костюм зимний от общих производственных загрязнений, механических воздействий и пониженных температур;

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

рукавицы утепленные или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;

сапоги утепленные юфтевые на нефтеморозостойкой подошве в I и II климатических поясах;

сапоги кожаные утепленные или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом в III, IV и особых климатических поясах;

полушубок, или полупальто на меховой подкладке, или куртка на меховой подкладке.

Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны быть подобраны по росту, размерам и не сковывать движения оператора.

Оператору выдаются смывающие, защитные и обезвреживающие средства в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н.

В зависимости от характера выполняемых работ оператору дополнительно выдаются очки защитные закрытые, щитки защитные лицевые, респираторы, маски (полумаски) со сменными фильтрами, активные или телекоммуникационные наушники, наколенники и другие СИЗ, а также для выполнения работ на высоте оператор обеспечивается страховочной системой (предохранительный пояс с наплечными и набедренными лямками, страховочный строп, конструктивные элементы железнодорожной платформы или грузового автомобиля в качестве анкерного устройства и др.).

При выполнении работ в электроустановках оператору выдаются дежурные средства защиты, используемые в электроустановках.

При выполнении работ в районах распространения гнуса, комаров, мошки и прочих кровососущих насекомых, а также клещей оператору выдаются защитные средства против их укусов - репелленты и противомоскитные сетки (накомарник).

Полный перечень СИЗ утверждается руководителем структурного подразделения в зависимости от местных условий и на основании типовых норм с учетом результатов специальной оценки условий труда и согласовывается выборным органом первичной профсоюзной организации.

1.14. В случае получения травмы или ухудшения состояния своего здоровья, в том числе при проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления, оператор должен:

сообщить о происшествии машинисту локомотива (при транспортировании РОИН на базе железнодорожной платформы);

сообщить о происшествии непосредственному руководителю (при транспортировании РОИН на базе грузового автомобиля);

прекратить работу и поставить в известность руководителя работ (при выполнении работ с применением РОИН).

В случае получения травмы другим лицом оператор должен сообщить об этом руководителю работ или машинисту локомотива и, при возможности и необходимости, оказать пострадавшему первую помощь.

В случае получения травмы, появления признаков отравления, ухудшения состояния здоровья оператор доставляется за счет средств работодателя в медпункт или другое ближайшее медицинское учреждение для оказания помощи.

Оператор должен уведомить своего непосредственного руководителя, а в его отсутствие - вышестоящего руководителя о случае получения микроповреждения (микротравмы) согласно порядку, установленному в структурном подразделении.

1.15. При обнаружении перед началом работ (в ходе выполнения работ) неисправностей или отсутствия используемых оборудования, инструмента, механизмов, инвентаря, приспособлений, СИЗ, первичных средств пожаротушения и освещения, наличия нарушений применяемой технологии (в том числе несоответствие численности работников, привлеченных к производству работ) на своем рабочем месте, оператор обязан незамедлительно сообщить об этом руководителю работ или непосредственному руководителю, а в его отсутствие - вышестоящему руководителю и не приступать к работе (приостановить работу) до их устранения.

При обнаружении нарушения требований охраны труда, промышленной безопасности, пожарной безопасности, создающих опасность для здоровья и жизни людей или являющихся предпосылкой к аварии или пожару, оператор должен сообщить об этом руководителю работ или непосредственному руководителю, а в его отсутствие - вышестоящему руководителю. В случае, если обнаруженные нарушения способствуют возникновению опасности для жизни и здоровья самого оператора, он имеет право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности.

1.16. Оператор должен соблюдать правила личной гигиены:

хранить личную одежду и личную обувь отдельно от специальной одежды и специальной обуви в шкафчиках, расположенных в санитарно-бытовых помещениях, оборудованных работодателем;

содержать места для хранения одежды и обуви в чистоте и порядке;

следить за исправностью и чистотой специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ (обеспечение СИЗ, их хранение, ремонт, а также стирка и химчистка специальной одежды и специальной обуви осуществляется за счет средств работодателя);

использовать после работ с вредными веществами только выданные работодателем очищающие пасты;

мыть руки с мылом перед приемом пищи;

принимать пищу только в оборудованных для этого местах;

использовать для питья воду из специально предназначенных для этой цели емкостей.

Запрещается:

применять керосин, бензин и другие токсичные нефтепродукты для очистки кожных покровов и СИЗ;

использовать для питья воду из случайных источников;

принимать пищу и хранить пищевые продукты на рабочих местах;

хранить специальную одежду и специальную обувь в непредназначенных для этого местах.

1.17. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях оператор должен соблюдать следующие требования безопасности:

надевать поверх специальной одежды сигнальный жилет повышенной видимости и нанесенными трафаретами, указывающими на принадлежность к соответствующему структурному подразделению со стороны спины, а со стороны груди - принадлежность к региональной дирекции (сигнальный жилет должен быть застегнут на все пуговицы);

проходить вдоль путей в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав. На станционных путях допускается проходить посередине междупутья по установленному маршруту служебного прохода. В случае если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2,5 м от крайнего рельса, то идти необходимо навстречу вероятному движению подвижного состава. Для определения направления движения подвижного состава необходимо руководствоваться: на двухпутных участках - правильностью железнодорожного пути, помня о возможности следования подвижного состава в неправильном направлении; на многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой - показаниями светофоров; на однопутных участках, не оборудованных автоблокировкой - расписанием движения поездов;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масляные пятна, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;

пользоваться переходными площадками вагонов (далее - площадка) при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки и отсутствии на них выступающих частей крепления оградительных цепочек и фиксирующих колец, масляных пятен или льда. Прежде чем начать подъем на площадку, следует убедиться в отсутствии разрешающего сигнала светофора и звуковых сигналов, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на площадку и спуске с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с площадки следует осмотреть место спуска на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться при спуске; в темное время суток место спуска необходимо осветить фонарем. Перед спуском с площадки в междупутье необходимо убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом следует идти посередине разрыва;

обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы, а также на запрещающие, предупреждающие, указательные и предписывающие знаки безопасности и надписи;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю, убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю по исправным тротуарам (настилам), а в случае их отсутствия двигаться в направлении вероятного появления подвижного состава;

сходить с путей при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава.

Сходить следует на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - сходить на обочину смежного пути, на расстояние:

не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;

не менее 5 м от крайнего рельса за 10 минут до прохода подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч).

При нахождении на путях станций допускается отойти на середину междупутья, обеспечивающего указанные выше минимально допустимые безопасные расстояния.

При нахождении в кривых участках железнодорожного пути сходить для пропуска подвижного состава необходимо во внутреннюю сторону кривой.

Запрещается:

находиться на междупутье при следовании подвижных составов по смежным путям, а также в местах, отмеченных знаками "Негабаритное место";

выполнять работу, находясь на междупутье, при следовании подвижного состава по смежному пути;

наступать или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

ходить по концам шпал;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;

пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под подвижным составом инструмент, приборы и материалы;

садиться и проезжать на подножках подвижного состава;

прислоняться к незакрепленному подвижному составу;

стоять на настиле у перил моста вне площадки убежища во время прохода подвижного состава;

подходить к краю пассажирской платформы ближе 0,5 м, а при наличии вдоль края платформы ограничительной черты заходить за нее.

1.18. При следовании на работу и с работы, к месту стоянки РОИН, при передвижениях по территории железнодорожной станции или структурного подразделения оператору следует соблюдать следующие требования:

проходить необходимо по маршруту служебного прохода, разработанному и утвержденному в установленном порядке (пешеходные мосты и настилы, тоннели, переезды, путепроводы и др.);

остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте, выходя из помещения или иного ярко освещенного места в ночное время;

смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия;

следить за передвижением подвижных составов и переходить путь, убедившись в их отсутствии;

следить за состоянием проходящего подвижного состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек;

учитывать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов.

1.19. Во время производства работ или при нахождении на железнодорожных путях, а также в непосредственной близости от них пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами, не предусмотренными производственным процессом, запрещается.

В случае производственной необходимости или для предотвращения аварии (аварийной ситуации) допускается пользоваться мобильным телефоном или другим мультимедийным устройством при нахождении в безопасной зоне:

на обочине земляного полотна на расстоянии не менее 3 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

на обочине земляного полотна на расстоянии не менее 6 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов более 120 км/ч;

на площадке-убежище мостов.

1.20. Оператор должен соблюдать следующие общие требования электробезопасности:

не наступать на электрические провода и кабели;

не прикасаться к оборванным и оголенным электрическим проводам, арматуре общего освещения, зажимам (клеммам), контактам и другим токоведущим частям электрооборудования РОИН;

не включать электробытовые приборы при неисправности элементов заземления (зануления);

не заменять плавкие вставки предохранителей промышленного производства самодельными, некалиброванными, нестандартными;

не использовать временную или неисправную электропроводку;

следить, чтобы на электрооборудование не попадало топливо, масло и другие жидкости;

следить, чтобы места электрических соединений имели надежный контакт, соединения проводов были надежно изолированы и закреплены.

Запрещается на электрифицированных участках железных дорог:

приближаться самому или допускать приближение используемого инструмента (приспособления) к находящимся под напряжением, не огражденным и не заземленным проводам или частям контактной сети и воздушной линии электропередачи (далее - ВЛ) на расстояние менее 2 м;

касаться опор контактной сети, ВЛ, спусков заземления на данных опорах и анкерных оттяжек опор контактной сети;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме, шпалах, подвижном составе, опорах контактной сети или ВЛ провода следует считать находящимися под напряжением. К ним, а также к объектам, на которых они лежат, нельзя допускать людей и приближаться самому на расстояние менее 8 м.

1.21. Оператор должен лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции.

1.22. Оператор несет ответственность за правильную эксплуатацию и техническое обслуживание РОИН.

1.23. За нарушение требований охраны труда, промышленной, электро-, пожарной безопасности, инструкции по охране труда для работника, правил внутреннего трудового распорядка и производственной санитарии оператор несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.