<Письмо> Рослесхоза от 23.03.2022 N ИС-55-54/6687 "О создании лесничеств на землях населенных пунктов, занятых городскими лесами"

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПИСЬМО

от 23 марта 2022 г. N ИС-55-54/6687

О СОЗДАНИИ

ЛЕСНИЧЕСТВ НА ЗЕМЛЯХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ЗАНЯТЫХ

ГОРОДСКИМИ ЛЕСАМИ

Согласно части 1.1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) с 1 января 2022 года органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлению и изменению их границ.

При осуществлении указанных полномочий органам местного самоуправления необходимо учитывать следующее.

Согласно статье 91 Лесного кодекса информация о составе земель иных категорий, на которых расположены леса (в том числе их площадь, наименования муниципального района (городского округа), содержится в государственном лесном реестре.

Информация из государственного лесного реестра предоставляется заинтересованному лицу в виде выписки из государственного лесного реестра.

Полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия в области лесных отношений (пункт 10 части 1 статьи 83 Лесного кодекса).

Исходя из этого, основным легитимным источником информации о наличии лесов на территории соответствующего муниципального образования является государственный лесной реестр.

В силу положений статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 111, 116, 122 Лесного кодекса на землях населенных пунктов могут располагаться леса, а также особо охраняемые природные территории.

В соответствии со статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации при градостроительном зонировании определяются зоны рекреационного назначения, а также зоны особо охраняемых территорий.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых в том числе городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Таким образом, территории, занятые лесами, на землях населенных пунктов и предназначенные для последующего отнесения к городским лесам, должны располагаться в границах зон рекреационного значения или в границах зон охраняемых территорий и по правовому режиму соответствовать требованиям статьи 116 Лесного кодекса, особо охраняемые природные территории должны располагаться в границах зон охраняемых территорий.

В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса обязательным приложением к решению о создании лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств (при необходимости), об установлении и изменении границ лесничеств и участковых лесничеств является графическое описание местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств и участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 Лесного кодекса.

Органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ лесничеств (статья 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в соответствии с Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532.

Сведения об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории также подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 10 части 1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ).

Для принятия решения об отнесении лесов, расположенных на землях населенных пунктов, к городским лесам, а также лесам, расположенным на особо охраняемых территориях, как категориям защитных лесов, в соответствии с действующим лесным законодательством, органам местного самоуправления следует направить в Рослесхоз правовые акты о создании лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, занятых лесами, или о создании лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, занятых особо охраняемыми природными территориями, и установлении их границ, содержащие графическое описание местоположения границ лесничеств, в том числе перечень координат характерных точек границ таких лесничеств (формат .doc, .xls), а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости о лесничестве.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых установлены приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее - Приказ N 496).

В силу пункта 12 приказа Минприроды России от 27.07.2020 N 491 "Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра" (далее - Порядок) изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в том числе в случае обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.

Согласно пункту 2.1 Приказа N 496 документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются также акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (форма 2).

К ошибкам в сведениях государственного лесного реестра относится в том числе воспроизведенная ошибка, допущенная в первичных документах - основаниях составления соответствующих актов, указанных в пункте 2.1 Приказа N 496 (воспроизведенная ошибка).

Перечень документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в указанные акты, установлен пунктом 2.2 Приказа N 496. К таким документам относятся в том числе выписка из Единого государственного реестра недвижимости, судебные решения.

С учетом изложенного внесение изменений в государственный лесной реестр о площади земель населенных пунктов, занятых лесами, возможно в случаях выявления воспроизведенной ошибки в государственном лесном реестре или на основании соответствующего судебного решения.

Следует отметить, что изменение границ созданного на землях населенных пунктов лесничества осуществляется принятием решения органа местного самоуправления об изменении границ лесничества, в том числе лесничества, созданного соответствующим решением Рослесхоза.

При изменении границ лесничества необходимо учитывать, что согласно пункту 3 статьи 116 Лесного кодекса изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается, исключаемые из лесничества, расположенного на землях населенных пунктов, занятых городскими лесами, площади должны быть в обязательном порядке компенсированы лесными участками со схожими таксационными характеристиками, а при отсутствии таковых - на таких лесных участках должны быть проведены мероприятия по лесовосстановлению.

Таким образом, в целях создания лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, и установления их границ органам местного самоуправления следует обеспечить выполнение следующих мероприятий:

1. Сформировать и представить в территориальные органы Рослесхоза планы-графики создания лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, и внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.

2. Провести анализ действующих документов территориального планирования, сведений государственного лесного реестра, сведений Единого государственного реестра недвижимости с целью оценки соответствия учтенных площадей лесов, расположенных на землях населенных пунктов.

3. Определить наличие созданных или планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий.

4. Обеспечить установление местоположения территорий, занятых лесами, на землях населенных пунктов, не включая созданные или планируемые к созданию особо охраняемые природные территории.

5. Принять решения (издать правовые акты) о создании лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, занятых лесами, или о создании лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, занятых особо охраняемыми природными территориями.

6. Обеспечить отнесение лесов, расположенных на землях населенных пунктов, к городским лесам, а также к лесам, расположенным на особо охраняемых территориях, как категориям защитных лесов в соответствии с действующим лесным законодательством.

7. Привести в соответствие сведения государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости.

Территориальным органам Рослесхоз поручает обеспечить контроль за исполнением представленных органами местного самоуправления планов-графиков создания лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов.

Руководитель

И.В.СОВЕТНИКОВ