Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 9 декабря 2022 г. N 2268

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА"

1. Разделы I и II изложить в следующей редакции:

"I. Оценка текущего состояния социально-экономического

развития Северо-Кавказского федерального округа

Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя 7 субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край). Площадь Северо-Кавказского федерального округа составляет 170,4 тыс. кв. километров, численность населения на 1 января 2022 г. - 9997,3 тыс. человек (6,87 процента населения Российской Федерации).

Высокая доля населения Северо-Кавказского федерального округа проживает в сельской местности. Так, по состоянию на 1 января 2022 г. во всех 7 субъектах, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, фактическое значение показателя "Доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации" превышает среднероссийский уровень (25,2 процента). В Республике Дагестан - 54,7 процента, в Республике Ингушетия - 44,2 процента, в Кабардино-Балкарской Республике - 48 процентов, в Карачаево-Черкесской Республике - 57,1 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 35,8 процента, в Чеченской Республике - 62 процента, в Ставропольском крае - 40,7 процента. При этом отрицательная динамика доли сельского населения отмечена в 2 субъектах - Республика Ингушетия, Ставропольский край.

Исключительными конкурентными позициями Северо-Кавказского федерального округа являются трансграничное положение, международные транспортные маршруты, высокий уровень газификации - 85,5 процента (по Российской Федерации - 72,2 процента), высокая доля соответствующих качественных региональных автодорог - 61,94 процента на 1 января 2022 г. (по Российской Федерации - 47,78 процента), энергоизбыточность (+24,06 млрд. киловатт-часов на 1 января 2022 г.), природно-климатические условия.

В Северо-Кавказском федеральном округе развит человеческий потенциал, который предусматривает естественный прирост количества населения на 1 января 2022 г. (по оперативным данным) на 33,5 тыс. человек (в среднем по субъектам Российской Федерации убыль 1043,3 тыс. человек), высокую плотность населения - 58,66 человека на кв. километр на 1 января 2022 г. (в среднем по субъектам Российской Федерации - 8,5 человека на кв. километр), население моложе трудоспособного возраста 23,7 процента на 1 января 2022 г. (в среднем по субъектам Российской Федерации - 18,8 процента).

При этом субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, обладая высококонкурентными условиями для экономического развития, развитой инфраструктурой, в которую вложены значительные средства федерального бюджета и естественных монополий, имеют самые низкие показатели не только по основным макроэкономическим индикаторам, но и по уровню жизни людей.

По данным за 2020 год совокупный валовой региональный продукт субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, является самым низким среди всех федеральных округов и составляет 2404,33 млрд. рублей (2,6 процента суммарного валового регионального продукта всех субъектов Российской Федерации). При этом более 67 процентов валового регионального продукта всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа обеспечивают Ставропольский край (863,2 млрд. рублей, или 35,9 процента) и Республика Дагестан (748,2 млрд. рублей, или 31,1 процента).

По душевым показателям валового регионального продукта субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, уступают большинству других субъектов Российской Федерации. В Ставропольском крае душевой показатель валового регионального продукта в 2,1 раза ниже среднероссийского, в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Дагестан - в 2,4 - 2,7 раза, а в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в 3 раза и более.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности) в Северо-Кавказском федеральном округе за 2021 год составил 833,6 млрд. рублей.

Динамика показателей экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуется разнонаправленными тенденциями. В то же время столь высокие темпы роста во многом обеспечены за счет проявления "эффекта низкой базы".

Строительство, агропромышленный комплекс и туризм в предыдущее десятилетие являлись ключевыми отраслями, обеспечившими экономический рост на территории Северо-Кавказского федерального округа. При этом производительность труда в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, растет. Так, производительность труда в 2020 году выросла в Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Дагестан, Республике Северная Осетия - Алания, Ставропольском крае и Чеченской Республике, спад производительности труда наблюдается в Республике Ингушетия.

Вместе с тем Северо-Кавказский федеральный округ характеризуется слабой концентрацией производств продукции с высокой добавленной стоимостью, незначительным объемом сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, ключевой ролью малого и среднего предпринимательства в экономике - 29,5 процента (по Российской Федерации - 22,5 процента).

Доля налоговых и неналоговых доходов в собственных доходах варьируется от 16,1 процента в Республике Ингушетия до 63,3 процента в Ставропольском крае (по Российской Федерации - 80,2 процента). Низкая налоговая база не позволяет обеспечивать субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, многие показатели социально-экономического развития на уровне среднероссийских. Системной проблемой макрорегиона является дефицит и высокий износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, что сдерживает приток инвестиций.

В результате в Северо-Кавказском федеральном округе в 2021 году по сравнению с иными субъектами Российской Федерации средняя заработная плата в 1,7 раза ниже среднероссийского уровня, а уровень безработицы самый высокий в стране и составляет 12,4 процента (по Российской Федерации - 4,8 процента) на фоне развитого "теневого" сектора.

Уровень занятости сельского населения в 2021 году в 4 субъектах, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, ниже среднероссийского значения (53,1 процента). В Республике Дагестан - 47,5 процента, в Республике Ингушетия - 45,5 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 49,2 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 49,6 процента.

В расчете на душу населения валовой региональный продукт в 2,7 раза меньше среднего по Российской Федерации, объем инвестиций в основной капитал - в 2,2 раза меньше среднероссийского уровня (самый низкий среди федеральных округов).

В макрорегионе отмечаются недостаточный уровень развития финансово-кредитной сферы, высокая доля невозврата кредитов, которые ограничивают инвестиционную активность на территории макрорегиона. Основной проблемой работы сектора остается недостаточный объем кредитования бизнеса, в том числе среднесрочных и долгосрочных кредитов.

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортного лечения, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными из-за недостаточной инвестиционной привлекательности в силу институциональных особенностей, нестабильности экономической и социальной обстановки на территории макрорегиона.

Одной из наиболее перспективных отраслей в сфере агропромышленного комплекса в Северо-Кавказском федеральном округе является мясное овцеводство. По данному показателю Северо-Кавказский федеральный округ является абсолютным лидером среди других федеральных округов. Так, по итогам 2021 года поголовье овец в Северо-Кавказском федеральном округе составило 7,9 млн. голов, или 41,3 процента общероссийского значения, при этом 4,5 млн. голов, или 56,9 процента общего поголовья в Северо-Кавказском федеральном округе пришлось на Республику Дагестан. Следует отметить, что в настоящее время большая доля рынка овцеводства находится в "теневом" сегменте экономики и реализация дополнительных мер по развитию отрасли будет способствовать добровольной легализации существующего "теневого" бизнеса.

В сфере образования актуальной остается проблема обучения во вторую и третью смены в общеобразовательных организациях. На начало 2021/2022 учебного года 25,6 процента всех обучающихся в Северо-Кавказском федеральном округе учились во вторую и третью смены, что в 1,6 раза выше среднероссийских значений (15,6 процента). Проблемой, требующей вмешательства, является необходимость организации в образовательном процессе второй и третьей смены, что является следствием роста численности учащихся в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Наиболее остро проблема обучения во вторую и третью смены стоит в Чеченской Республике (34,7 процента учащихся во вторую и третью смены), Республике Дагестан (32,8 процента) и Республике Ингушетия (25,3 процента). Эти сложности связаны еще и с территориальными диспропорциями в наполняемости школ между горными и равнинными районами.

Кроме того, в Северо-Кавказском федеральном округе актуальным остается вопрос обеспечения доступности дошкольного образования.

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет на начало 2022 года в 5 субъектах Северо-Кавказского федерального округа составила 100 процентов (по Российской Федерации - 99,58 процента), за исключением Республики Дагестан (84,07 процента) и Республики Ингушетия (95,74 процента). При этом показатели доступности дошкольного образования в Республике Ингушетия и Республике Дагестан являются самыми низкими в Российской Федерации.

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет на начало 2022 года в 4 субъектах Северо-Кавказского федерального округа составила 100 процентов (по Российской Федерации - 96,13 процента), за исключением Ставропольского края (99,63 процента), Республики Ингушетия (99,15 процента) и Республики Дагестан (51,96 процента, самый низкий показатель по Российской Федерации).

В области здравоохранения отмечается дефицит мощности современных учреждений здравоохранения, а также врачей и среднего медицинского персонала. По обеспеченности больничными койками и медицинскими кадрами Северо-Кавказский федеральный округ остается худшим среди всех федеральных округов Российской Федерации. Число медицинских коек на 10 тыс. жителей в 2021 году в Северо-Кавказском федеральном округе составляло 64,2 (по Российской Федерации - 69,7 койки).

Традиционной проблемой для округа остается высокая младенческая смертность, несмотря на то, что предпринимаемые в последние годы меры привели к значительному улучшению этого показателя. В 2021 году в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу уровень младенческой смертности составил 6,4 человека на 1000 родившихся живыми (по Российской Федерации - 4,6 человека на 1000 родившихся живыми).

При достаточно высоком уровне обеспеченности транспортной инфраструктурой ее качество остается недостаточным для макрорегиона. Низкая пропускная способность значительной части автомобильных дорог ограничивает развитие экономики, снижает безопасность дорожного движения и скорость движения, а также ведет к росту аварийности. В летний период участки федеральных дорог в рекреационных зонах работают в режиме перегрузки. Проблемой остается несоответствие автомобильных дорог некоторых туристско-рекреационных зон нормативным требованиям. В округе остро не хватает автодорожных обходов городов, являющихся важными автомобильными узлами (гг. Невинномысск, Черкесск, Прохладный, Владикавказ, Хасавюрт, Дербент, северный обход г. Махачкала и др.).

Критичной проблемой развития территорий Северо-Кавказского федерального округа остается износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. Прежде всего это касается городов и агломераций, в особенности городов со сравнительно старой застройкой (гг. Владикавказ, Нальчик, города региона Кавказские Минеральные Воды). В Республике Северная Осетия - Алания износ жилищно-коммунальной инфраструктуры в 2020 году превышал 78,7 процента, в Ставропольском крае - 71,5 процента, в Кабардино-Балкарской Республике - 70,1 процента, в Республике Дагестан - 70 процентов, в Карачаево-Черкесской Республике - 69 процентов (по Российской Федерации - 62,3 процента). Только в Чеченской Республике и Республике Ингушетия износ инфраструктуры имеет значение ниже среднероссийского показателя. В среднем лишь 81,3 процента жителей макрорегиона имеют доступ к качественной питьевой воде из систем центрального водоснабжения.

Кроме того, по состоянию на 1 января 2022 г. в 2 субъектах, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, показатель "Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах" ниже среднероссийского уровня (39 процентов). В Республике Дагестан - 19 процентов, в Карачаево-Черкесской Республике - 35,5 процента.

Наиболее важными проблемами функционирования и эксплуатации инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:

неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктуры в большинстве субъектов макрорегиона, значительные потери при функционировании сетевого хозяйства, недостаточная обеспеченность жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктурой на отдельных территориях;

низкий уровень обеспеченности и проблемное состояние материально-технической базы учреждений социальной сферы, в особенности образования, а также санаторно-курортного комплекса;

недостаточное качество транспортной инфраструктуры, наличие большого количества "узких" мест в транспортной системе, в особенности в больших и крупных городах на территории округа;

недостаточная обеспеченность и неудовлетворительное состояние систем мелиорации, существенные нарушения межхозяйственных оросительных систем.

"Теневая" занятость остается одним из главных факторов, ограничивающих экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Результатом распространения "теневой" занятости являются недополученные собственные доходы бюджетов и социальная незащищенность граждан в условиях нестабильности экономической ситуации. С распространением "теневого" сектора связана проблема низкой собираемости платежей ресурсоснабжающим организациям. Недополучение существенного объема бюджетных средств вследствие доминирования "теневой" экономики в конечном итоге обусловливает недостаточный уровень развития инфраструктуры социальной сферы.

II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере

реализации государственной программы Российской Федерации

"Развитие Северо-Кавказского федерального округа

Приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа определены в следующих документах:

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 369-р;

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р;

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р.

Одной из важнейших задач государственной политики является выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, с учетом следующих приоритетов:

инфраструктурное обеспечение мест с наибольшей концентрацией населения и инвестиционной активностью, решение инфраструктурных проблем крупнейших городов и городских агломераций округа, развитие инфраструктуры горных районов, инфраструктурное обеспечение территорий с преференциальными режимами, в том числе производственных площадок, индустриальных парков;

сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни, выравнивание развития субъектов Российской Федерации, прежде всего в таких значимых для общества сферах, как образование, здравоохранение, традиционное животноводство, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, а также создание инфраструктурной обеспеченности территорий, в том числе с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики;

значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в доходах населения, а также сближение стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением;

создание условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов;

обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, а также безопасности и правопорядка;

создание правовых, организационных и иных условий для увеличения доли информации, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании и профессиональном росте, а также на традиционные культурные, нравственные и семейные ценности;

развитие и сохранение национального информационного пространства с учетом новых технологий массовых коммуникаций, а также переход к цифровому телерадиовещанию;

обеспечение взаимодействия при принятии на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;

модернизация сырьевого и перерабатывающего производств, увеличение глубины переработки сырья, снижение энергоемкости производства и повышение его экологичности;

развитие механизмов государственно-частного партнерства, включая разработку и реализацию важнейших инновационных проектов;

совершенствование механизмов стимулирования исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов;

формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичное производство в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах, в том числе на образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

развитие крупных транспортно-логистических узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с ее постепенной интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы, в том числе в Каспийский транспортно-логистический комплекс, в целях развития торгово-экономических связей, промышленного и агропромышленного потенциала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также в целях обеспечения круглогодичного транзита грузов по ключевым международным транспортным коридорам, увеличения объемов товарооборота между Российской Федерацией и государствами Каспийского бассейна и объемов производства и числа рабочих мест;

развитие индустриального мясного овцеводства, включая государственную поддержку мероприятий по интеграции всех форм хозяйствования в общую производственно-сбытовую цепочку;

создание благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы, а также для повышения качества жизни населения и развития человеческого капитала;

формирование и совершенствование мер стимулирования государственных, муниципальных и негосударственных телерадиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе, включая поддержку проектов, направленных на реализацию целей и задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".

Важное значение для обеспечения сбалансированного пространственного развития имеют определенные в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", следующие приоритеты государственной национальной политики Российской Федерации:

гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" утверждены приоритетные национальные цели развития Российской Федерации, такие, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный и эффективный труд и успешное предпринимательство, а также цифровая трансформация.

Результатами реализации мер экономической и социальной политики должны стать увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также раскрытие таланта каждого человека.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне является создание механизма сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, в долгосрочной перспективе - устранение угрозы национальной безопасности, связанной с диспропорцией развития регионов. В связи с этим целесообразно стимулировать самостоятельное экономическое развитие субъектов Российской Федерации и их кооперацию, повышение инвестиционной и предпринимательской активности.

Приоритеты направления государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (далее - Программа) определены Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р, в которой содержатся приоритетные направления и механизмы реализации государственной социально-экономической политики на Северном Кавказе, обеспечивающие преемственность между стратегическими приоритетами и задачами государственного управления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и задачами развития Северо-Кавказского федерального округа.

С учетом специфики Программы, носящей комплексный характер и предусматривающей социально-экономическое развитие конкретных территорий, достижение целей Программы будет обеспечиваться посредством реализации не только Программы, но и мероприятий отраслевых государственных программ Российской Федерации, входящих в перечень государственных программ Российской Федерации, в состав которых включены направления деятельности федеральных государственных органов и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, соответствующие сфере (отрасли) реализации Программы и подлежащие дополнительному отражению в ней, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 3734-р.

Ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, и в развитие туристической инфраструктуры.

Общим для всего макрорегиона приоритетом пространственного развития в части локализации экономического роста является развитие действующих и потенциальных центров экономического роста. Для этого необходимо в приоритетном порядке снять существующие институциональные и инфраструктурные ограничения на территориях центров экономического роста. Ключевыми приоритетами по снятию инфраструктурных ограничений на территориях центров экономического роста являются:

опережающее развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры по сравнению с темпами роста численности населения;

развитие транспортной системы за счет реконструкции, модернизации и создания транспортной инфраструктуры, обновления парка общественного транспорта, мер по оптимизации маршрутной сети общественного транспорта и дорожного движения;

развитие благоустройства.

Исходя из указанных приоритетов сформулированы следующие основные цели Программы:

повышение уровня социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа к 2030 году, в том числе обеспечение роста численности постоянного населения до 10,5 млн. человек, роста ожидаемой продолжительности жизни населения до 80,5 года, роста доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,8 процента, роста индекса реального среднедушевого денежного дохода населения до 139,6 процента по отношению к 2020 году, снижения младенческой смертности до 3,6 процентных пункта, снижения доли обучающихся общеобразовательных организаций во вторую и третью смены в общей численности учащихся до 14,4 процента и 0 процентов соответственно, а также достижение 100-процентной доступности дошкольного образования (к концу 2023 года - для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, к концу 2024 года - для детей в возрасте от 3 до 7 лет);

повышение качества жизни населения к 2030 году путем увеличения среднего индекса качества городской среды до 57,6 процента по отношению к 2019 году, увеличения доли дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии, до 86,6 процента, увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до 96,3 процента;

повышение уровня туристической привлекательности Северо-Кавказского федерального округа, что позволит принять на курортах туристического кластера в общей сложности до 23988,7 тыс. туристов, увеличить суммарный объем вложений, направленных резидентами на создание инвестиционных объектов туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, до 42485,9 млн. рублей;

повышение инвестиционной привлекательности субъектов Северо-Кавказского федерального округа к 2030 году за счет увеличения объема инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций), направленных на реализацию инвестиционных проектов Программы, до 113693,27 млн. рублей, увеличение численности лиц, осуществляющих трудовую деятельность, до 2407,9 тыс. человек, повышение к 2030 году объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности), до 953483 млн. рублей.".

2. В разделе V:

в абзаце первом слова "органами государственной власти" заменить словами "исполнительными органами";

в абзаце втором слова "органами исполнительной власти" заменить словами "исполнительными органами";

абзац третий изложить в следующей редакции:

"Программой предусматривается участие исполнительных органов субъектов Российской Федерации в реализации ее основных мероприятий.";

в абзаце четвертом слова "Органы государственной власти" заменить словами "Исполнительные органы".

3. В приложении N 4:

в пункте 15:

в абзаце первом слова "Орган исполнительной власти" заменить словами "Исполнительный орган";

в абзаце шестом слова "орган исполнительной власти" заменить словами "исполнительный орган";

в пункте 19:

в абзаце первом слова "органами исполнительной власти" заменить словами "исполнительными органами";

в абзаце третьем слова "органом исполнительной власти" заменить словами "исполнительным органом".