Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 20 мая 1999 г. N 555

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2003 N 412)

1. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Росгидромет осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно, а также через территориальные органы и организации, находящиеся в его ведении.

2. Росгидромет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О гидрометеорологической службе", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Росгидромет, территориальные органы и организации, находящиеся в его ведении, осуществляют свою деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами.

4. Основными задачами Росгидромета являются:

1) обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о загрязнении окружающей природной среды;

2) организация мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения (атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, загрязнения окружающей природной среды, включая радиоактивное, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, государственного мониторинга континентального шельфа, государственного мониторинга исключительной экономической зоны);

3) оценка и прогноз изменений климата, агроклиматических и поверхностных водных ресурсов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

4) исследование гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши, в Мировом океане, Арктике и Антарктике, околоземном космическом пространстве;

5) организация и проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике;

6) государственный надзор за проведением организациями независимо от их организационно-правовой формы работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на всей территории Российской Федерации;

7) выполнение в установленном порядке международных обязательств Российской Федерации в области гидрометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, состояния верхних слоев атмосферы и ее озонового слоя, изучения Мирового океана, Арктики и Антарктики, активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы.

5. Росгидромет в соответствии с возложенными на него задачами:

1) формирует и обеспечивает деятельность и охрану государственной наблюдательной сети;

2) организует проведение наблюдений, оценку и прогноз состояния атмосферы, поверхностных вод, морской среды (в том числе распространения в ней волн цунами), почв, сельскохозяйственных культур и пастбищной растительности, околоземного космического пространства, трансграничного переноса загрязняющих веществ (кроме переноса подземными водами), радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, загрязнения, включая радиоактивное, окружающей природной среды;

3) устанавливает в пределах своей компетенции требования и разрабатывает единые в Российской Федерации технические и методические указания по проведению наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, сбору, обработке, хранению и распространению информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также требования к информационной продукции, которые обязательны для выполнения всеми участниками деятельности гидрометеорологической службы;

4) обеспечивает в пределах своей компетенции развитие и функционирование государственной службы наблюдений, системы сбора, хранения, обработки, анализа и распространения гидрометеорологической, гелиогеофизической информации и данных о загрязнении окружающей природной среды;

5) обеспечивает выпуск экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей природной среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей природной среде;

6) совершенствует систему предупреждения органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации и населения о стихийных гидрометеорологических, гелиогеофизических явлениях и экстремальных ситуациях, связанных с загрязнением окружающей природной среды;

7) организует разработку и составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений, глобальных и региональных изменений климата, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, загрязнения, включая радиоактивное, окружающей природной среды;

8) организует обеспечение органов государственной власти Российской Федерации информацией о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, информирует пользователей (потребителей) о составе предоставляемой информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обеспечение пользователей (потребителей);

(пп. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2003 N 412)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) подготавливает материалы о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении для ежегодных государственных докладов;

10) проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проблемам гидрометеорологии, гелиогеофизики, загрязнения окружающей природной среды, активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы, гидрометеорологического приборостроения;

11) организует и участвует в организации проведения экспедиций, в том числе Российской антарктической экспедиции;

12) обеспечивает координацию и организацию работ федеральных органов исполнительной власти по выполнению обязательств Российской Федерации, вытекающих из Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанного в г. Мадриде 4 октября 1991 г.;

13) осуществляет методическое руководство организациями, находящимися в его ведении;

14) организует разработку методов и технических средств получения, сбора, обработки и распространения космической, гидрометеорологической, гелиогеофизической, океанологической, природно-ресурсной информации и данных о загрязнении окружающей природной среды;

15) организует разработку методов и технических средств активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы, обеспечивает работу противолавинной службы;

16) обеспечивает в пределах своих полномочий контроль за соблюдением требований по всем видам работ в области гидрометеорологии, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы;

17) ведет Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также централизованный учет информации;

18) организует публикацию информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, а также информационной продукции о климатических, агроклиматических условиях и водных ресурсах, гидрометеорологическом режиме морей и океанов, загрязнении окружающей природной среды и его последствиях, о работах по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

(пп. 18 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2003 N 412)

(см. текст в предыдущей редакции)

19) обеспечивает регулярное информирование населения о фактических и ожидаемых погодных условиях, стихийных гидрометеорологических явлениях через средства массовой информации;

20) разрабатывает в пределах своей компетенции тарифы на информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) за счет его средств (специализированная информация), и реализует ее на основе договоров через организации Росгидромета, находящиеся в его ведении;

21) осуществляет функции полномочного метеорологического органа для предоставления метеорологического обслуживания в интересах международной аэронавигации;

22) осуществляет лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

23) организует проведение экспертизы достоверности результатов наблюдений за гидрометеорологическими, гелиогеофизическими процессами, загрязнением окружающей природной среды, работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, выполняемых организациями Росгидромета и другими организациями и передаваемых в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

24) разрабатывает и осуществляет меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

25) осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по уменьшению негативного влияния хозяйственной деятельности на климат и предотвращению отрицательных последствий изменения климата для экономики и природной среды, а также осуществляет координацию их деятельности по выполнению рамочной Конвенции ООН об изменении климата;

26) предоставляет в пределах своей компетенции в установленном порядке информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении физическим и юридическим лицам иностранных государств и осуществляет обмен этой информацией с иностранными государствами и международными организациями;

27) разрабатывает и осуществляет техническую политику, направленную на обеспечение безопасных условий труда, подготавливает и утверждает в установленном порядке нормативные акты по охране труда, участвует в расследовании аварий, групповых несчастных случаев со смертельным исходом, анализирует причины травматизма и профессиональных заболеваний работников организаций, находящихся в его ведении, и принимает меры по их устранению;

28) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту интересов Российской Федерации и координацию работ юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и физических лиц при осуществлении международного сотрудничества Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;

29) осуществляет определение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на Росгидромет задачами и в пределах своей компетенции;

30) обеспечивает в пределах своей компетенции деятельность Российского государственного музея Арктики и Антарктики.

6. Росгидромет с участием других федеральных органов исполнительной власти:

1) определяет перечень работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, организует и обеспечивает их выполнение;

2) разрабатывает планы и схемы обеспечения пользователей (потребителей) гидрометеорологической и гелиогеофизической информации данными о загрязнении окружающей природной среды, а также формы их реализации;

3) обеспечивает ведение в установленном порядке государственного учета вод по количественным и качественным показателям, а также государственного водного кадастра (в части поверхностных вод);

4) участвует в проведении гидрометеорологической экспертизы проектов строительства и освоения территорий;

5) определяет перечень приборов, аппаратуры и других технических средств наблюдений по профилю своей деятельности, разрабатывает технические требования на эти приборы и аппаратуру и участвует в планировании их производства и распределения, проводит стандартизацию основных положений, правил и норм метрологического обеспечения, осуществляет метрологический контроль, в том числе поверку и аттестацию метеорологических, гидрологических, океанографических, агрометеорологических и других специализированных приборов и устройств;

6) согласовывает условия гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе, проведения спасательных операций;

7) осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество по вопросам гидрометеорологии, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения с иностранными государствами и международными организациями, заключает с ними международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции;

8) разрабатывает рекомендации по повышению эффективности использования потребителями информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

9) осуществляет разработку нормативно-методической базы лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

7. Росгидромет в пределах своей компетенции имеет право:

1) принимать решения по вопросам гидрометеорологии, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, обязательные для исполнения организациями независимо от их организационно-правовой формы;

2) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, организаций независимо от организационно-правовой формы информацию в области гидрометеорологии, активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы и загрязнения окружающей природной среды, в том числе сведения об ущербе от неблагоприятных факторов окружающей природной среды и экономической эффективности использования гидрометеорологической информации, необходимые для осуществления возложенных на него задач;

3) представлять в установленном порядке интересы Российской Федерации во Всемирной метеорологической организации, других международных организациях по вопросам, входящим в его компетенцию;

4) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создавать, реорганизовывать и ликвидировать свои территориальные органы в пределах утвержденной предельной численности работников и ассигнований на их содержание, а также принимать решения об организации и закрытии на территории Российской Федерации гидрометеорологических станций и постов, стационарных и подвижных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, в том числе станций комплексного фонового мониторинга в биосферных заповедниках;

5) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создавать, реорганизовывать и ликвидировать учреждения и другие организации в пределах выделенных бюджетных ассигнований и штатной численности, утверждать их уставы (положения), назначать и освобождать от должности руководителей организаций, находящихся в его ведении, заключать, изменять и расторгать контракты с этими руководителями.

8. Росгидромет возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Заместители руководителя Росгидромета назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Росгидромета:

1) организует работу Росгидромета;

2) руководит работой коллегии;

3) издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками Росгидромета;

4) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Росгидромета в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности его работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Росгидромета в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований, а также положения о структурных подразделениях;

5) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата и руководителей территориальных органов Росгидромета;

6) определяет полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других федеральных государственных служащих и работников Росгидромета;

7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Росгидромете.

10. В Росгидромете образуется коллегия, в состав которой входят руководитель (председатель коллегии) и его заместители (по должности), а также руководители структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, организаций Росгидромета, находящихся в его ведении, ученые. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Росгидромета.

Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Росгидромета и организаций, находящихся в его ведении.

Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя Росгидромета.

11. Руководитель Росгидромета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Росгидромет задач и осуществление своих функций.

12. Руководитель Росгидромета действует от имени Росгидромета без доверенности, представляет интересы, распоряжается в соответствии с законодательством Российской Федерации имуществом и средствами, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности.

13. Для рассмотрения важнейших проблем в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения в Росгидромете создается научно-технический совет, являющийся коллегиальным совещательным органом.

Положение об указанном совете и его состав утверждаются руководителем Росгидромета. Организационно-техническое обеспечение работы совета осуществляется центральным аппаратом Росгидромета.

14. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Росгидромета и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на государственное управление.

15. Росгидромет является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, бюджетные и иные счета, открытые в установленном порядке.

16. Местонахождение Росгидромета - г. Москва.