Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5 - 10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом.
N блока, кол-во часов
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
А)
0,5 - 2 уч. часа
Весь мир звучит
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр
Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми. Различение, определение на слух звуков различного качества.
Игра - подражание звукам и голосам природы с использованием шумовых музыкальных инструментов, вокальной импровизации.
Артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение попевок и песен с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков
Продолжение табл.
N блока, кол-во часов
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
Б)
0,5 - 2 уч. часа
Звукоряд
Нотный стан, скрипичный ключ.
Ноты первой октавы
Знакомство с элементами нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков.
Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты "до".
Разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда
В)
0,5 - 2 уч. часа
Интонация
Выразительные и изобразительные интонации
Определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и др.) и выразительного (просьба, призыв и др.) характера. Разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и инструментальные импровизации на основе данных интонаций.
Слушание фрагментов музыкальных произведений, включающих примеры изобразительных интонаций
Г)
0,5 - 2 уч. часа
Ритм
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта
Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз.
Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов простых ритмов.
Игра "Ритмическое эхо", прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры.
Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.) попевок, остинатных формул, состоящих из различных длительностей
Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4
Ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах).
Определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4.
Исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопками-акцентами на сильную долю, элементарными дирижерскими жестами.
Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Вокальная и инструментальная импровизация в заданном размере
Продолжение табл.
N блока, кол-во часов
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
Ж)
1 - 4 уч. часа
Музыкальный язык
Темп, тембр.
Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.).
Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)
Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи. Определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений.
Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов и т.д.).
Исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками.
Использование элементов музыкального языка для создания определенного образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками.
Исполнительская интерпретация на основе их изменения. Составление музыкального словаря
З)
1 - 2 уч. часа
Высота звуков
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары)
Освоение понятий "выше-ниже". Определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров. Прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации.
Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам.
Выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре
И)
1 - 2 уч. часа
Мелодия
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок
Определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками.
Исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков.
На выбор или факультативно:
Нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива. Обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга.
Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам
К)
1 - 2 уч. часа
Сопровождение
Аккомпанемент. Остинато.
Вступление, заключение, проигрыш
Определение на слух, прослеживание по нотной записи главного голоса и сопровождения. Различение, характеристика мелодических и ритмических особенностей главного голоса и сопровождения. Показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента.
Различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш. Составление наглядной графической схемы.
Импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах).
Продолжение табл.
N блока, кол-во часов
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
На выбор или факультативно:
Импровизация, сочинение вступления, заключения, проигрыша к знакомой мелодии, попевке, песне (вокально или на звуковысотных инструментах).
Исполнение простейшего сопровождения (бурдонный бас, остинато) к знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах
Л)
1 - 2 уч. часа
Песня
Куплетная форма. Запев, припев
Знакомство со строением куплетной формы. Составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы.
Исполнение песен, написанных в куплетной форме. Различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных произведений.
На выбор или факультативно:
Импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне
М)
1 - 2 уч. часа
Лад
Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор.
Краска звучания.
Ступеневый состав
Определение на слух ладового наклонения музыки. Игра "Солнышко - туча". Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении лада. Распевания, вокальные упражнения, построенные на чередовании мажора и минора.
Исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской.
На выбор или факультативно:
Импровизация, сочинение в заданном ладу.
Чтение сказок о нотах и музыкальных ладах
Н)
1 - 2 уч. часа
Пента
тоника
Пентатоника - пятиступенный лад, распространенный у многих народов
Слушание инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в пентатонике.
Импровизация на черных клавишах фортепиано.
На выбор или факультативно:
Импровизация в пентатонном ладу на других музыкальных инструментах (свирель, блокфлейта, штабшпили со съемными пластинами)
О)
1 - 2 уч. часа
Ноты в разных октавах
Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ
Знакомство с нотной записью во второй и малой октаве. Прослеживание по нотам небольших мелодий в соответствующем диапазоне.
Сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах.
Определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент.
На выбор или факультативно:
Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам
Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы
Р)
1 - 3 уч. часа
Ритмические рисунки в размере 6/8
Размер 6/8.
Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм
Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8.
Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов. Игра "Ритмическое эхо", прохлопывание ритма по
Продолжение табл.
N блока, кол-во часов
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры.
Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий и аккомпанементов в размере 6/8
С)
2 - 6 уч. часа
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2 - 3 знаков при ключе)
Определение на слух устойчивых звуков. Игра "устой - неустой". Пение упражнений - гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия "тоника". Упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники "Закончи музыкальную фразу".
На выбор или факультативно:
Импровизация в заданной тональности
Т)
1 - 3 уч. часа
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима
Освоение понятия "интервал". Анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон). Различение на слух диссонансов и консонансов, параллельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту. Подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов.
Разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении. Элементы двухголосия.
На выбор или факультативно:
Досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего основной голос в терцию, октаву.
Сочинение аккомпанемента на основе движения квинтами, октавами
У)
1 - 3 уч. часа
Гармония
Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио
Различение на слух интервалов и аккордов. Различение на слух мажорных и минорных аккордов.
Разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движением по звукам аккордов. Вокальные упражнения с элементами трехголосия.
Определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен, прослушанных инструментальных произведений.
На выбор или факультативно:
Сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни
Ф)
1 - 3 уч. часа
Музыкальная форма
Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трехчастная и трехчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды
Знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и трехчастной формы, рондо. Слушание произведений: определение формы их строения на слух. Составление наглядной буквенной или графической схемы.
Исполнение песен, написанных в двухчастной или трехчастной форме.
На выбор или факультативно:
Коллективная импровизация в форме рондо, трехчастной репризной форме.
Окончание табл.
N блока, кол-во часов
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
Создание художественных композиций (рисунок, аппликация и др.) по законам музыкальной формы
Х)
1 - 3 уч. часа
Вариации
Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации
Слушание произведений, сочиненных в форме вариаций. Наблюдение за развитием, изменением основной темы. Составление наглядной буквенной или графической схемы.
Исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций.
На выбор или факультативно:
Коллективная импровизация в форме вариаций
--------------------------------
<1> Данная тема в сочетании с другими темами и модулями может прорабатываться в течение значительно более длительного времени (в зависимости от количества и разнообразия конкретных ритмических рисунков, выбираемых учителем для освоения).