Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

Модуль N 4 "Духовная музыка"

Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями - музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства (варианты N 1, 3). Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей (вариант N 2).

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

1 - 3 уч. часа

Звучание храма

Колокола.

Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.).

Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов

Обобщение жизненного опыта, связанного со звучанием колоколов. Диалог с учителем о традициях изготовления колоколов, значении колокольного звона. Знакомство с видами колокольных звонов.

Слушание музыки русских композиторов <1> с ярко выраженным изобразительным элементом колокольности. Выявление, обсуждение характера, выразительных средств, использованных композитором.

Двигательная импровизация - имитация движений звонаря на колокольне.

Ритмические и артикуляционные упражнения на основе звонарских приговорок.

На выбор или факультативно:

Просмотр документального фильма о колоколах. Сочинение, исполнение на фортепиано, синтезаторе или металлофонах композиции (импровизации), имитирующей звучание колоколов

--------------------------------

<1> По выбору учителя в данном блоке могут звучать фрагменты из музыкальных произведений М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова и др.

Продолжение табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Б)

1 - 3 уч. часа

Песни верующих

Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков

Слушание, разучивание, исполнение вокальных произведений религиозного содержания. Диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных средствах.

Знакомство с произведениями светской музыки, в которых воплощены молитвенные интонации, используется хоральный склад звучания.

На выбор или факультативно:

Просмотр документального фильма о значении молитвы. Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений

В)

1 - 3 уч. часа

Инструментальная музыка в церкви

Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С. Баха

Чтение учебных и художественных текстов, посвященных истории создания, устройству органа, его роли в католическом и протестантском богослужении. Ответы на вопросы учителя.

Слушание органной музыки И.С. Баха. Описание впечатления от восприятия, характеристика музыкально-выразительных средств.

Игровая имитация особенностей игры на органе (во время слушания).

Звуковое исследование - исполнение (учителем) на синтезаторе знакомых музыкальных произведений тембром органа. Наблюдение за трансформацией музыкального образа.

На выбор или факультативно:

Посещение концерта органной музыки.

Рассматривание иллюстраций, изображений органа. Проблемная ситуация - выдвижение гипотез о принципах работы этого музыкального инструмента.

Просмотр познавательного фильма об органе. Литературное, художественное творчество на основе музыкальных впечатлений от восприятия органной музыки

Г)

1 - 3 уч. часа

Искусство Русской православной церкви

Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвященные святым. Образы Христа, Богородицы

Разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки. Прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи. Анализ типа мелодического движения, особенностей ритма, темпа, динамики и т.д.

Сопоставление произведений музыки и живописи, посвященных святым, Христу, Богородице.

На выбор или факультативно:

Посещение храма.

Поиск в Интернете информации о Крещении Руси, святых, об иконах

Окончание табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Д)

1 - 3 уч. часа

Религиозные праздники

Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания <1>

Слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, ее религиозного содержания.

Разучивание (с опорой на нотный текст), исполнение доступных вокальных произведений духовной музыки.

На выбор или факультативно:

Просмотр фильма, посвященного религиозным праздникам.

Посещение концерта духовной музыки.

Исследовательские проекты, посвященные музыке религиозных праздников

--------------------------------

<1> Данный блок позволяет сосредоточиться на религиозных праздниках той конфессии, которая наиболее почитаема в данном регионе. В рамках православной традиции возможно рассмотрение традиционных праздников с точки зрения как религиозной символики, так и фольклорных традиций (например: Рождество, Троица, Пасха). Рекомендуется знакомство с фрагментами литургической музыки русских композиторов-классиков (С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и др.).