Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

Модуль N 8 "Музыка в жизни человека"

Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследования обучающимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщенные жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля - воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

1 - 3 учебных часа

Красота и вдохновение

Стремление человека к красоте

Особое состояние - вдохновение.

Музыка - возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой.

Музыкальное единство людей - хор, хоровод

Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека.

Слушание музыки, концентрация на ее восприятии, своем внутреннем состоянии.

Двигательная импровизация под музыку лирического характера "Цветы распускаются под музыку". Выстраивание хорового унисона - вокального и психологического. Одновременное взятие и снятие звука, навыки певческого дыхания по руке дирижера.

Разучивание, исполнение красивой песни.

На выбор или факультативно:

Разучивание хоровода, социальные танцы

Продолжение табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Б)

2 - 4 учебных часа

Музыкальные пейзажи

Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка - выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами

Слушание произведений программной музыки, посвященной образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.

Двигательная импровизация, пластическое интонирование. Разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, ее красоте.

На выбор или факультативно:

Рисование "услышанных" пейзажей и/или абстрактная живопись - передача настроения цветом, точками, линиями.

Игра-импровизация "Угадай мое настроение"

В)

2 - 4 учебных часа

Музыкальные портреты

Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. "Портреты", выраженные в музыкальных интонациях

Слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвященной образам людей, сказочных персонажей. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.

Двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения.

Разучивание, характерное исполнение песни - портретной зарисовки.

На выбор или факультативно:

Рисование, лепка героя музыкального произведения. Игра-импровизация "Угадай мой характер".

Инсценировка - импровизация в жанре кукольного/теневого театра с помощью кукол, силуэтов и др.

Г)

2 - 4 учебных часа

Какой же праздник без музыки?

Музыка, создающая

настроение

праздника <1>.

Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике

Диалог с учителем о значении музыки на празднике. Слушание произведений торжественного, праздничного характера. "Дирижирование" фрагментами произведений. Конкурс на лучшего "дирижера".

Разучивание и исполнение тематических песен к ближайшему празднику.

Проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка?

На выбор или факультативно:

Запись видеооткрытки с музыкальным поздравлением.

Групповые творческие шутливые двигательные импровизации "Цирковая труппа"

Д)

2 - 4 учебных часа

Танцы, игры и веселье

Музыка - игра звуками.

Танец - искусство и радость движения. Примеры популярных танцев <2>

Слушание, исполнение музыки скерцозного характера. Разучивание, исполнение танцевальных движений. Танец-игра.

Рефлексия собственного эмоционального состояния после участия в танцевальных композициях и импровизациях. Проблемная ситуация: зачем люди танцуют?

Вокальная, инструментальная, ритмическая импровизация в стиле определенного танцевального жанра.

Окончание табл.

N блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

На выбор или факультативно:

Звуковая комбинаторика - эксперименты со случайным сочетанием музыкальных звуков, тембров, ритмов

Е)

2 - 4 учебных часа

Музыка на войне, музыка о войне

Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т.д.)

Чтение учебных и художественных текстов, посвященных военной музыке. Слушание, исполнение музыкальных произведений военной тематики. Знакомство с историей их сочинения и исполнения.

Дискуссия в классе. Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? Как влияет на наше восприятие информация о том, как и зачем она создавалась?

На выбор или факультативно:

Сочинение новой песни о войне

Ж)

2 - 4 учебных часа

Главный музыкальный символ

Гимн России - главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России.

Другие гимны

Разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации. Знакомство с историей создания, правилами исполнения.

Просмотр видеозаписей парада, церемонии награждения спортсменов. Чувство гордости, понятия достоинства и чести. Обсуждение этических вопросов, связанных с государственными символами страны.

Разучивание, исполнение Гимна своей республики, города, школы

З)

2 - 4 учебных часа

Искусство времени

Музыка - временное искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития

Слушание, исполнение музыкальных произведений, передающих образ непрерывного движения.

Наблюдение за своими телесными реакциями (дыхание, пульс, мышечный тонус) при восприятии музыки. Проблемная ситуация: как музыка воздействует на человека?

На выбор или факультативно:

Программная ритмическая или инструментальная импровизация "Поезд", "Космический корабль"

--------------------------------

<1> В зависимости от времени изучения данного блока в рамках календарно-тематического планирования здесь могут быть использованы тематические песни к Новому году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и т.д.

<2> По выбору учителя в данном блоке можно сосредоточиться как на традиционных танцевальных жанрах (вальс, полька, мазурка, тарантелла), так и на более современных примерах танцев.