Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)"

Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать ее как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.

Как часть предметной области "Родной язык и родная литература" учебный предмет "Родная литература (русская)" тесно связан с предметом "Родной язык (русский)". Изучение предмета "Родная литература (русская)" способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет "Родная литература (русская)" имеет особенности, отличающие его от учебного предмета "Литература", входящего в предметную область "Русский язык и литература".

Специфика курса родной русской литературы обусловлена:

а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например, русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;

б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.

Содержание курса "Родная литература (русская)" направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет "Родная литература (русская)" не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведенное на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углубленного изучения основного курса литературы, входящего в предметную область "Русский язык и литература".

Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача - расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счет их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.

В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):

- "Россия - родина моя";

- "Русские традиции";

- "Русский характер - русская душа".

Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.

Программа учебного предмета "Родная литература (русская)" для 5 - 9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.

Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы - русский лес - береза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т.п.).

В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени - вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).

В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отраженные средствами других видов искусства - живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).