Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Тематический блок 4. "Культурное единство России"

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность

- Понимать и уметь объяснять суть термина "история", знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;

- иметь представление о значении и функциях изучения истории;

- осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.

Тема 21. Литература как язык культуры

- Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;

- рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;

- обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.

Тема 22. Взаимовлияние культур

- Иметь представление о значении терминов "взаимодействие культур", "культурный обмен" как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;

- понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;

- знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа

- Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:

- осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие

- Понимать принципы федеративного устройства России и концепт "полиэтничность";

- называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;

- уметь объяснить значение словосочетаний "многонациональный народ Российской Федерации", "государствообразующий народ", "титульный этнос";

- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины

Тема 25. Праздники в культуре народов России

- Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;

- устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;

- различать основные типы праздников;

- уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;

- анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;

- понимать основной смысл семейных праздников:

- определять нравственный смысл праздников народов России;

- осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры народов России

- Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;

- понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;

- осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;

- осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;

- устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;

- иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.

Тема 27. Музыкальная культура народов России

- Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;

- обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;

- знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты.

Тема 28. Изобразительное искусство народов России

- Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;

- уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;

- обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;

- знать основные темы изобразительного искусства народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России

- Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;

- понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;

- воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;

- знать, что такое национальная литература и каковы ее выразительные средства;

- оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

- Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;

- уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;

- уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учетом их возрастных особенностей);

- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)

- Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;

- понимать, что такое культурная карта народов России;

- описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны - залог будущего России

- Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования ее территориального, политического и экономического единства;

- понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.