Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

8 КЛАСС

- Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;

- находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских ученых и путешественников в освоение страны;

- характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;

- различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;

- приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте;

- оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

- использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;

- оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;

- проводить классификацию природных ресурсов;

- распознавать типы природопользования;

- находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию;

- находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на территории страны;

- сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

- называть географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны, отдельных регионов и своей местности;

- объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма;

- применять понятия "плита", "щит", "моренный холм", "бараньи лбы", "бархан", "дюна" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- применять понятия "солнечная радиация", "годовая амплитуда температур воздуха", "воздушные массы" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- различать понятия "испарение", "испаряемость", "коэффициент увлажнения"; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;

- использовать понятия "циклон", "антициклон", "атмосферный фронт" для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;

- проводить классификацию типов климата и почв России;

- распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;

- показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озера, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты;

- приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

- приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесенных в Красную книгу России;

- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России;

- приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;

- сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, ее отдельных регионов и своего края;

- проводить классификацию населенных пунктов и регионов России по заданным основаниям;

- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

- применять понятия "рождаемость", "смертность", "естественный прирост населения", "миграционный прирост населения", "общий прирост населения", "плотность населения", "основная полоса (зона) расселения", "урбанизация", "городская агломерация", "поселок городского типа", "половозрастная структура населения", "средняя прогнозируемая продолжительность жизни", "трудовые ресурсы", "трудоспособный возраст", "рабочая сила", "безработица", "рынок труда", "качество населения" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.